Беларусь

  • Баня как идеальное место для отдыха

    О целебных свойствах бани было известно еще с давних времен: в бане за счет перепада температур организм закаляется и избавляется от вредных веществ, выходящих вместе с потом На сегодняшний день одним из самых привлекательных и полезных мест для отдыха считается база отдыха с баней. В состав такого комплекса может входить помимо бани: поле для мини-футбола; […]

  • Пикники как увлекательный способ времяпровождения

    Наверняка каждому приходилось отправляться на пикники, ведь это отдых на природе, море эмоций и простор для фантазии. Действительно, ни один другой способ отдыха не может сравниться с пикником, потому что только с ним можно развеяться, одновременно зажарить шашлыки и поиграть на свежем воздухе. Да и ехать далеко не надо, Беларусь большая и полна удивительных мест. […]

  • Организация торжеств

    Любое событие в жизни можно весело отметить: это может быть День рождения, юбилей или годовщина создания предприятия. Сегодня организация торжеств в Беларуси – одно из ключевых направлений сферы бизнеса На территории Беларуси расположилось несколько десятков баз отдыха, каждая из них уникальна и может предложить для своих гостей несколько вариантов времяпровождения. Как организовать праздник без хлопот? […]

  • Главная
  • Россия
  • Культура и этика в становлении купеческих династий России

Культура и этика в становлении купеческих династий России


Общество нуждается в ответственных людях, серьезно относящихся к самим себе, своему окружению и к своему развитию. Для этого Запад популяризирует тип человека, сделавшего себя самостоятельно. Российская история богата яркими образами предпринимателей ничуть не в меньшей степени

Я счастлив предоставленной мне возможности обсудить давно интересовавшую меня тему: что обусловило феноменальный успех (предпринимательский и культурный) нескольких знаменитых фамилий России. Что стоит за их восхождением на деловой и культурный Олимп Империи и не может ли этот опыт быть полезным нам и нашим детям? Имею в виду не столько себя и своих детей, сколько наше общество.

Мне кажется, что опыт нескольких поколений купцов по пребыванию на арене социальной активности свыше ста лет чрезвычайно ценен. Вновь стало актуальным участие купечества в городских органах самоуправления, а развитые формы благотворительности и поддержки незащищенных слоев общества мы должны переосмыслить и распространить. Лучше всего известны масштабные и последовательно реализованные культурные проекты купцов — меценатов, но и они нуждаются в переоценке и развитии в современных условиях. Иначе говоря, история купечества стала в наше время актуальным опытом для нарождающегося слоя предпринимателей, спасательным кругом для потерявших работу и разуверившихся людей, собраньем образцов и идеалов для социальных работников и деятелей культуры.

Я не буду подробно обсуждать весьма обширную литературу, посвященную анализу зарождению капиталов на Руси. Упомяну лишь, что большинство авторов связывают успех купеческих фамилий с внешними обстоятельствами, — обманом, мошенничеством, грабежом, счастливым случаем. В то время как, с нашей точки зрения, более существенными представляются особенности поведения и характера отцов-основателей, их нравственные устои и культурные основания, особенности мышления и стратегия рационального поведения, т. е. то, что можно было бы поименовать культурно-этическим этосом купечества. Под этосом мы вслед за М. Оссовской понимаем стиль жизни социальной группы, выраженный в культурных нормах и ориентирах, а также разделяемых этой группой иерархией ценностей.

Достоинство, как первый импульс рационального целенаправленного поведения

Настоящий человек значит чего-то стоящий, т. е. с ним стоит иметь дело и прямо стоящий, т. е. самостоятельный в своих решениях и делах. Прежде всего, нашим предкам необходимо было оторваться от земли, выпрямиться, выбраться из крестьянства, обрести некоторую свободу маневра. Для этой цели необходимо было собрать какую-то сумму денег, позволившую впоследствии выкупиться у помещика, экономического ведомства или монастыря. Это обращало крестьянина к экономической действительности, побуждало к отходу и оброку, к заключению подрядных договоров на выполнение каких-либо строительных или транспортных работ. Деятельности, осуществляемые в денежном выражении, приобщали к расчету. Перемещения в пространстве знакомили с миром, людьми.

Интересный пример перехода от крестьянской деятельности к торговой приведен в книге профессора Архитектурного института Елены Борисовны Новиковой. В нем речь идет о первом представителе династии Хлудовых Иване Ивановиче: Первые годы своей молодости он занимался крестьянской работой, однако, он ужасно не любил ее. И утомившись, в жаркий летний день, он находил уединенное место и тут-то погружался в лабиринты размышления. Мысль его беспрестанно томила чем-нибудь заняться, исключая полевые работы, завести фабрику или какую-нибудь торговлю (курсив мой — Н. П.). Таким образом, первичный импульс, был связан с постоянной неудовлетворенностью своей жизнью и работой. Он заставлял Ивана Ивановича все время думать, мечтать и искать выход из сложившегося положения. Поэтому неудивительно, что выход был вскоре найден в торговле скотом, позволившей собрать некоторую сумму денег, благодаря которой в Москве было открыто кушачное заведение в один стан.

Другой возможностью воспользовался Иван Прохоров сын Прохоров. Будучи предприимчивым монастырским крестьянином Троице-Сергиевской лавры, он использовал свои служебные поездки с митрополитом в Москву для торговли кустарными изделиями посада. Сын его так же продемонстрировал предприимчивость, обратив беду в свою пользу. Заболев моровой язвой в 1771 году, он лечился у рогожских старцев, которые принесли ему прочные знакомства в среде старообрядческого купечества. Тяга к уединению, упомянутая нами у родоначальника Хлудовых, свойственна была и Василию Ивановичу Прохорову: он часто любил предаваться молитве в уединении, и во всякое время, когда дух воззовет к молитве чуть далее сказано, что он был склонен к отвлеченному мышлению.

К вопросу о религиозности купечества мы еще вернемся, здесь же должны упомянуть о том, что помимо старообрядчества значительная часть купечества выросла из монастырских крестьян. Назову только Рябушинских, Каптелиных, Прохоровых, Оловянишниковых.

Особенно активно формирование сословного самосознания у купцов происходило в последней трети XVIII века: пробудившееся у них чувство собственного достоинства, питавшееся осознанием возросшего значения их социальной роли. Стремление быть в почтении, а не в пренебрежении. В это время участились жалобы на притеснения и обиды. Так в городе Ярославле особой жестокостью отличался полицмейстер Кашинцев, он грозил купцам строгими наказаниями (заключением), вымогал ценности. Так, однажды, у слуги Оловянишниковых он отобрал лошадь, угрожал приковать хозяина к стулу (было в XVIII веке такое наказание). Именитое купечество города (особую роль здесь сыграли Затрапезновы) добилось через начальство замены полицейского чина. Чувство собственного достоинства требовало, чтобы обиды и оскорбления коллег не оставались безнаказанными. Очень часто такие дела разбирались в городовых магистратам и стоили весьма дорого.

Чувство собственного достоинства измеритель дееспособности купца и в этом сродни шкале ценности монет, которые (в этом смысле) также обладают измеримым признаком достоинством.

Вторым существенным свойством купеческих семей была и остается самостоятельность. В нашей семье сохранилось милое воспоминание, о том, как Ирина Оловянишникова с самого раннего детства не позволяла, ничего делать за себя, говоря: Я сама. Тем же отличался и ее старший брат Николай. При наличии прислуги воспитывалась потребность самому следить за своим платьем, обувью Формируемая таким образом самостоятельность выражалась в том, что свои проблемы каждый должен решать сам. Лишь только крайний случай мог заставить обратиться за помощью.

Представителям купечества была свойственна позитивная установка на себя и на мир даже в самых неблагоприятных обстоятельствах.

Купец, как себя творящий человек

Общество нуждается в ответственных людях, серьезно относящихся к самим себе, своему окружению и к своему развитию. Для этого Запад популяризирует (особенно в англосаксонской литературе) тип человека, сделавшего себя самостоятельно. Российская история богата яркими образами предпринимателей ничуть не в меньшей степени. Что значит сделать самого себя? Это означает понять себя, свою природу, определить границы своих возможностей и перейти к постепенному, последовательному самоусовершенствованию.

Первым порывом, способным преобразить человека является ориентация на познание самого себя. Необходимым становится определение своего места в жизни, поиск смысла жизни и осуществление того, что современные социологи и психологи именует понятием самоидентификация. Прямый и порядочный купец, — согласно архангелогородскому купцу XVIII века Фомину, — должен быть в своем промысле совершенно обучен, сведущ и искусен Богатства, приобретаемые торгом, не одним слепым щастием получаются, но извлечены бывают большей частию из источников разума, осмотрительностию и навыком Разум управляет светом, а не фортуна.

Для саморазвития требуется особая внутренняя речь, диалог с самим собою, которые зачастую превращались в потребность ведения записных книжек, дневников, книг памяти. Н. М. Щапов вспоминает, что его отец не расставался и всегда держал в кармане пиджака маленькую записную книжку с каббалистическими (шифрованными) записями. В. Харуздина упоминает о счетной тетрадке, сшитой для записывания расходов. Это помогало ориентироваться в изменчивой конъюнктуре и в развивающемся деле, накапливать необходимый опыт, ограждая его своим кодом от постороннего любопытства. Таким образом, купечество не только создавало средство рационализации, но и вырабатывало свой специальный язык.

Бывалый опытный человек, а его противоположность человек пустой. Умение извлекать уроки из ситуаций были непременным атрибутом саморазвития. Неслучайно, что получила распространение практика отправлять купеческих отпрысков на выучку в немецкие фирмы (Щукин, Гучков).

Второй необходимостью является склонность и старание, дела свои так порядочно располагать и совершать, как их качество само собою требует. Николай Михайлович Щапов так оценивает особенности жизнедеятельности ростовской старообрядческой купеческой фамилии: Да и теперь мне кажется, что вся жизнь его (отца Н. М. — Н. П.) и его семьи происходила по зрело продуманному и разумному плану.

Третьей потребностью было умение увидеть новое и иметь смелость заняться им. В этом отношении предприниматель был тем творилом, в котором из хаоса представлений, обрывков сведений, неясных позиций соперников вырастало решение, осуществлялся сознательный выбор. Купеческая установка на: знание и развитие во все нарастающих масштабах особенно было свойственно третьему поколению от начала рода, что способствовало переходу из купеческого сословия в интеллигенцию. Эта тенденция усиливалась родством с дворянством, негативно оценивавшим коммерцию, как грязное дело.

Купец, как проектировщик будущего

Безусловно, человек, вставший на стезю предпринимательства, склонивший к этому своих родных (не забудем, что до революции купеческая деятельность осуществлялась в семейных формах) должен был ранее других предвидеть ход событий. Хозяину надобно заранее, а не когда уже время к делу настанет, приказывать, что домашним (а мы добавим, — и приказчикам — Н. П.) его делать.

Только прожективность, нацеленность на будущую ситуацию, более четкие представления о будущем позволяло опередить конкурентов. Хорошие знания о более развитых ситуациях давали заграничные путешествия, особенно на появившиеся к концу XIX века Всемирные выставки, — кладовые передового опыта. Этому также способствовало привлечение для технической работы иностранцев.

Другое необходимое умение состоит в способности брать на себя риски, производить их оценивание, предусматривать обходные маневры, извлекать разные выгоды, в том числе использовать позитивный опыт от поражения.

Отношение к времени и труду

Среди наиболее важных для предпринимателя черт характера можно назвать расчетливость, трудолюбие, старательность, аккуратность. Роль книг, размеряющих и нормирующих, фиксирующих деятельность купца: маклерская книга, книга по лавочному сбору, книга прихода и расхода, книга памятная, книга ведения домашних расходов. Домоводцу должно приходы и расходы прилежно записывать, все точно замечать и верную опись о принадлежащем ему иметь. Купеческий портрет: Кучумов в руке книга. Руки купца запачканы в первую очередь чернилами.

Об особом, трепетном отношении ко времени свидетельствуют заводимые при обучении специальные тетрадки по хронологии.

Роль часов и разметка времени в купеческом быту усиливались: гладкие открытые часы лучшей фабрики, привезенные Петром Васильевичем Щаповым из Лондона за дорогую цену 500 руб.. Помимо ручных, важное место в купеческом доме занимали напольные и каминные часы: Это были прекрасные бронзовые часы: с одной стороны, дремлющая Ночь, с другой бодро проснувшийся День. И к ним канделябры с четырьмя временами года в виде детей, несущих свои эмблемы. Вторым важнейшим предметом В. Харузина называет Панораму, т. е. устройство для бинокулярного разглядывания видов.

От самообладания к рациональному управлению собственностью

Сдержанность, умение себя держать в пристойных границах, ощущая органические требования ситуации. Удивительный случай приводит в воспоминаниях Вера Харуздина, иллюстрирующий тернистый путь самовоспитания: Еще: я с раннего детства не выносила лица, искаженного каким-нибудь сильным чувством. Настолько, что позднее сознательно вырабатывала в себе способность со спокойным лицом переживать неприятное или стараться не проявить в безобразии лица дурного чувства, например, рассердившись на кого-нибудь, хотя в то же время языку своему я давала достаточно воли.

Осмотрительность. Здравая оценка себя и своих ресурсов. От сундука-подголовника к сейфу, контроль, осмотр, опека. Внимание к деталям, вхождение в детали. П. Щукин отмечает неуплату А. Титовым за вино, поборы и кусочничество председателя ярмарочного комитета П. В. Осипова.

Гармонизация внутрисемейной сферы и удержание внутриродовой перспективы

Первое, что вспоминается мне из детства это непонятная мне поговорка, слышанная от взрослых: Мы не Иваны, не помнящие родства. Это говорилось еще в то время, когда хранить родство было небезопасно. Четкое распределение ролей внутри семейной команды (любимая мать, строгий отец), муж — это внешний мир, ярмарки, контора лавка, амбар. Жена дом, дети, прислуга, родственники. Правда нередки были семьи, в которых строгими были матери, а либеральными и нежными отцы. В основе родовых отношений лежит почтительное отношение к родителям и старшим: Кого мы должны более всего любить, почитать и уважать, — писал Герасим Иванович (Хлудов — Н. П.), — как не своих родителей, даровавших нам жизнь, воспитавших нас и поставивших нас на путь чести и добродетели.

Вторым важным обстоятельством была взаимоувязка традиций двух родов мужа и жены, уметь наводить мосты даже в тех случаях, когда этого не хочется делать.

Домовитость как форма хозяйствования была центрированная на дом. Зачастую предприятие располагалась в доме, либо во дворе, на участке. Свойство, которое практически свойственна всем купеческим фамилиям гиперболизированная ответственность перед семьей, определявшая иногда довольно поздние сроки заключения браков. Реальный культ предков, вклады за упокой умерших, сохранение памяти. Тетино поминание было мне как родное, я знала в нем каждое имя и кому оно принадлежало. И вот почему я так хорошо знаю наших родных старшего нам поколения.

Открытость или отсутствие сословной предубежденности

Работа со всеми, открытость к новшествам, круг общения. Многие купеческие дома отличались хлебосольностью. Свидетельствует П. Щукин, — Отец, человек хлебосольный, любил приглашать к обеду гостей, но не любил, если кто сам напрашивался на обед. Дядя Веры Харуздиной Иван Григорьевич Щипачев также отличался гостеприимством: Дом был полная чаша. Дом был широко гостеприимен. Принять и не напоить чаем, не пригласить к завтраку или обеду было невозможно. И отклонить приглашение, посидеть в гостиной и не перейти потом в столовую было бы обидой для хозяев. Такие примеры легко умножить. Здесь для нас важно, что через купеческий дом проходили практически все сословия России. У дома было три крыльца: парадное, среднее и черное, т. е. на кухню. В переднее приходили и приезжали (чаще всего приезжали) большие визитеры: купцы, родственники, архиерей, протодиакон и приходское духовенство. В среднее крыльцо шли прочее духовенство, певчие, мелкие родственники Огняновых и служащие. Черным пользовалась прислуга, странники, нищие. Если дворяне и не посещали купеческий дом, то лавку и магазин стороной не обходили.

Таким образом, сословия представляли различные сектора спроса.

5/5 - (1 голос)

Добавить комментарий

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Генерация пароля