Религия в Беларуси
Церковь и религия в Беларуси в то время играла значительную роль в жизни феодального общества
В 12 – 13 веках она находилась под эгидой православия. Однако после Кревской унии положение изменилось. И в конце 14 – середине 16 века здесь господствовала западное христианство. Православие же жестко притеснялось. И после Люблинской унии противовес оказался на стороне католичества.
В 16 века произошел христианский кризис. В католицизме он проявился Реформацией, в православии – ересями. Идеи протестантизма с 16 века 30-х годов все более и более распространятся в Великом княжестве Литовском. Коснулась она в основном городских жителей, шляхты, магнатов, однако не была широко распространена среди народных масс. Начиная с 30-х годов 16 века одним из направлений в Реформации было лютеранство. А когда во главе белорусско-литовских реформаторов стал Николай Радзивилл Черный наибольшее распространение получает кальвинизм. Были основаны кальвинистические школы, типографии, общины. Центрами реформации стали Витебск, Несвиж, Лоск, Слуцк, Брест и др.
В середине 60-х годов из кальвинизма выделяется еще одно радикальное течение – антитринитаризм, которое осуждало крепостничество, выступало за социальные преобразования. Феодалы стали выходить из Реформации как только увидели, что оно выходит из под их контроля, начиная с 70-х годов. И в 17 веке оно исчезает под ударами Контрреформации. На Тридентском соборе Ватикан разработал программу выхода из реформационного кризиса. Свою ставку они сделали на иезуитов, который был создан в 1534 году.
В столице Великого княжества Литовского иезуиты появились на следующий год после Люблинской унии. Петр Скрага стал идеологом Контрреформации. Поддержку католической церкви оказали правящие круги Речи Посполитой. С помощью налаженной системы образования на их сторону примкнуло молодое поколение. Воздействовали на широкие народные массы с помощью коллегиумов, монастырей, костелов. Начался усиленный процесс вытеснения протестантских сект католическими. И в конце 17 века Реформация была побеждена.
На протяжений веков Беларусь балансировала между католичеством и православием и обусловило необходимость поиска компромиссов и живучесть здесь идеи церковно – религиозной унии. И в такой унии были заинтересованы три силы. Ватикан желал компенсировать то, что он потерял во время реформации, а именно: миллион своих приверженцев. И он хотел подчинить своей воли белорусские и украинские земли. Последнее решение было принято в 1590 году, в котором значился выход из культурной и церковной орбиты Константинополя, духовный авторитет которого уже сильно упал, и перейти под власть Ватикана.
Целых пять лет продолжалась подготовка унии. Епископы владимирский и брестский И. Потей, луцкий и острожский К. Терлецкий возглавили ее. Острожский, на первом этапе их поддерживал. На церковном соборе в Бресте, 6 – 9 октября, на основе белорусско – украинского православия было оформлено еще одно направление в христианстве – униатство. Которое признавало власть папы римского, католическое вероучение, но прежним остались юлианский календарь, традиционные праздники, церковно – славянский язык богослужения. Так произошла большая церковная реформа, которая переориентировала Беларусь с Востока на Запад. Но ответом на это была волна антиуниатских выступлений.
Но выбор народа пал на униатское вероисповедание, как наиболее отвечающий его национально – культурным запросам. Белорусский язык использовался в униатской церкви намного шире, чем в других храмах. И к концу 18 века число униатов было приблизительно 2/3 всего населения, основу из которых составляли крестьяне.