Беларусь

  • Баня как идеальное место для отдыха

    О целебных свойствах бани было известно еще с давних времен: в бане за счет перепада температур организм закаляется и избавляется от вредных веществ, выходящих вместе с потом На сегодняшний день одним из самых привлекательных и полезных мест для отдыха считается база отдыха с баней. В состав такого комплекса может входить помимо бани: поле для мини-футбола; […]

  • Пикники как увлекательный способ времяпровождения

    Наверняка каждому приходилось отправляться на пикники, ведь это отдых на природе, море эмоций и простор для фантазии. Действительно, ни один другой способ отдыха не может сравниться с пикником, потому что только с ним можно развеяться, одновременно зажарить шашлыки и поиграть на свежем воздухе. Да и ехать далеко не надо, Беларусь большая и полна удивительных мест. […]

  • Организация торжеств

    Любое событие в жизни можно весело отметить: это может быть День рождения, юбилей или годовщина создания предприятия. Сегодня организация торжеств в Беларуси – одно из ключевых направлений сферы бизнеса На территории Беларуси расположилось несколько десятков баз отдыха, каждая из них уникальна и может предложить для своих гостей несколько вариантов времяпровождения. Как организовать праздник без хлопот? […]

Пружина краудфандинга


«Невероятная история этого лета — сколько людей в итоге нам помогло и с какими намерениями они приходили. Краудфандинг — это не просто для того, чтобы собрать побольше денег. Важно было дать возможность каждому простому человеку, зрителю принять участие в строительстве. Из бизнеса на наш призыв кто-то откликнулся сам, на кого-то с предложениями выходили мы, была масса переговоров. Но ни разу я не приходила и не плакалась: «Нам нужны деньги, иначе мы закроемся, помогите, спасите, такая ситуация…» Вопрос стоял по-другому: мы существуем, мы настолько хороши, что хотим быть еще лучше, хотим расти», — управляющий директор «ARTиШОК» Анастасия Тарасова вспоминает безумное лето 2017 года, которое войдет в историю коллектива как лето строительства большой сцены.

Анастасия Тарасова: «Надо бы написать подробный бизнес план; когда начинаешь что-то глобальное, но этого не делаю. У меня есть оправдание: когда ты сядешь, все посчитаешь и увидишь итоговую цифру, ты даже с места не сдвинешься. Деньги многое определяют, а мы все равно люди эмоций первого импульса»

История театра «ARTиШОК» — это история о том, как сначала ты работаешь на репутацию, а потом она — на тебя. «Знаете, что нам сказали в Банке Астаны? — продолжает Анастасия Тарасова. — Они сказали: вы нам нравитесь. Потому что, вне зависимости, дадим мы вам деньги или не дадим, вы все равно будете работать. Вы не такой проект, которому не дали деньги — и он закрылся».

«АRTиШОК» уже большой

В тесноте подвала жилого дома на улице Кунаева, где «ARTиШОК» работает уже 16 лет, может быть, и обходились без обид. Но и без комфорта. Вместимость площадки — 65 человек, команда театра — 25. В «ARTиШОКе» шутили: если все на работе, театр наполовину полон. «Мы уже давно физически почувствовали вот это ощущение, когда головой упираешься в потолок. Есть много сил, много энергии, ты растешь, ты уже взрослый, у тебя другие запросы — и творческие, и человеческие. Растет зрительская аудитория, но театру как бизнесу некуда расти, потому что мы уперлись в продажу билетов», — перечисляет объективные причины для появления у театра большой сцены Тарасова.

Поиск нового пространства привел к зданию бывшего клуба Da freak, удачно расположенного совсем недалеко от подвального помещения театра на Кунаева. Договорившись об аренде, «ARTиШОК» приступил к строительству большой независимой театральной площадки. Театр начал строить театр.

Заявленный бюджет строительства — 21 млн тенге. Часть денег на строительство театром была уже заработана, часть — 3 млн тенге на световое оборудование и оснащение сцены — решили собрать через краудфандинг, еще часть — привлекая бизнес в качестве спонсоров проекта.

«В таких больших проектах я действую интуитивно, — говорит управляющий директор театра. — Надо бы написать подробный бизнес-план, когда начинаешь что-то глобальное, но я этого не делаю. У меня есть оправдание: когда ты сядешь, все посчитаешь и увидишь итоговую цифру, ты даже с места не сдвинешься. Деньги многое определяют, а мы все равно люди эмоций и первого импульса. И все, что делается в театре, и в «ARTиШОКе» в том числе, делается по первому импульсу. Но нас спасает то, что мы делаем это искренне».

Что нам стоит сцену строить

Решив вовлечь в строительство большой сцены неравнодушную аудиторию и объявив о старте краудфандинговой компании, «ARTиШОК» предложил любому зрителю с любой суммой помочь театру строить театр. И даже за 500 тенге коллектив благодарил участников кампании красивой фирменной открыткой (дальше был целый ряд различных вознаграждений и подарков для бэкеров). Для компаний-инвесторов театр подготовил партнерские программы, подразумевающие сотрудничество.

«ARTиШОК» начал сбор денег и параллельно — строительство, используя те средства, которые компания уже заработала самостоятельно. Первый шаг сделали еще без больших денежных вливаний со стороны спонсоров, театр продемонстрировал свою решимость идти до конца в любом случае. На общественную поддержку были выставлены 3 млн тенге, за четыре месяца собрано более 4 млн (в немалой степени благодаря сети кинотеатров CINEMAX). С учетом того, что стоимость строительства большой сцены в итоге перевалила за 30 млн тенге, с помощью краудфандинга было собрано более 10% средств.

«Нам были не только важны эти деньги, потому что три миллиона можно было найти где-то еще. Важным было дать возможность каждому простому человеку, зрителю принять участие в строительстве. Чувство причастности — это первоочередное», — говорит Тарасова, которая видит в краудфандинге своеобразный контакт со зрителем.

Все лето, пока шла краудфандинговая кампания и параллельно — стройка, «АRTиШОК» предлагал различные активности на территории будущей сцены, проекты «Большая сцена Preview». Не только для того, чтобы помнили о сборе денег, но чтобы люди просто приходили на стройку, видели, как здесь все меняется, что затормаживает процесс и нужна ли какая-то помощь: многие помогали театру не только деньгами, но и стройматериалами, и рабочей силой.

Строительство большой сцены театра поддержал частный бизнес — уже за рамками краудфандинговой кампании. «Астана Моторс» выделила на проект 9, 5 млн тенге, эта сумма покрыла все основные затраты по ремонту и отделке, еще 3, 5 млн — Банк Астаны, 2 млн — кафе «Неделька», по 1 млн — Tele2 и «Жигалма», 500 тыс. тенге — сервис по продаже авиабилетов Aviata. Tеатр поддержали Pernod Ricard Kazakhstan, Ticketon. kz, SlonWorks, компании «Тиккурила», «Потолкович», «Три А», MUSAB, «Нептун Engineering», ASTARTA GROUP. Проект большой сцены был создан архитектурно-проектной компанией AHR Kazakhstan.

«Все партнеры, которые заявлены у нас на афише, открыто публиковали свои бюджеты, и это для нас тоже очень важно. Потому что год назад, когда мы собирали на вентиляцию на нашей теперь уже малой сцене, многие не хотели публиковать информацию о том, что помогли нам», — говорит Анастасия Тарасова.

Она занимается управлением театра пятый год и уверена — успех этого лета напрямую связан с той репутацией, которую «АRTиШОК» зарабатывал годами: «Нужно уметь ждать и накапливать этот вес. Строительство большой сцены как проект, который мы предложили бизнесу и обществу, — это такая точка, к которой мы долго шли именно репутационно. За все это время у нас практически не было ни одного крупного партнера, который бы дал нам деньги. Все наши партнеры в финансировании создания спектаклей — это больше фонды, международные организации или культурные европейские институты, но не коммерческий сектор Казахстана. И вот здесь — случилось».

Не просто сцена

Большая сцена «АRTиШОКа» открыта. В середине рабочего дня здесь нет свободного уголка: в одной части зала репетируют актеры, в другой — молодежный симфонический оркестр, на сцене — монтаж декораций. И большая, и малая сцены театра работают параллельно. В подвале на Кунаева остались спектакли, созданные в камерном формате — «Созвездия», «Новые времена», «Песенник в театре». На новую сцену перенесены постановки, которым было тесно на малой сцене — «Норд-Ост», «Ұят», «#ПРЯМОПОТОЛЕБИ», «Корова». Принципы работы и большой, и малой площадки остались прежними: это сцена, на которой возможно все — и концерты, и выставки, и презентации книг, и лекции, и публичный диалог. Подход остался, изменился только масштаб возможностей. «Вот, слышите, репетирует молодежный симфонический оркестр, который будет исполнять саундтреки к нашим спектаклям, мы бы не могли с ним выступать на маленькой площадке», — констатирует Тарасова.

Количество спектаклей «АRTиШОК» пока сохраняет прежним — около 15 в месяц. Поскольку часть спектаклей переносится на большую сцену, в зал на 150 человек, билетов нужно продавать больше, и это серьезная задача для отдела продаж, говорит управляющий директор театра.

«Система, в которой мы очень удобно существовали в маленьком «АRTиШОКе», больше нефункциональна. У нас теперь вот это большое здание, где есть арендная плата, коммунальная плата, плата за уборку, за техников — все эти расходы держат меня в тонусе. Построить построили, теперь надо, чтобы все работало. И для коллектива это непростая задача, у нас теперь, можно сказать, вместо однокомнатной квартиры — особняк, за которым надо постоянно следить».

Новая сцена открылась почти два месяца назад, 18 октября 2017 года, но у «АRТиШОКа», пожалуй, весь сезон уйдет на то, чтобы обкатать новую модель работы. Сейчас новая площадка по-прежнему требует повышенного внимания и расходов — идет перенос спектаклей и устранение недоделок после ремонта. Поэтому, говорит г-жа Тарасова, в этой суете они еще сами не до конца осознают, что на самом деле сделал «АRТиШОК»: «Если посмотреть, как реагируют на нашу историю коллеги из России, Европы, то понимаешь, что это уникальный случай, и не только для Казахстана. Мы сделали концентрированный качественный проект, который получился. Для меня главное в театре — чтобы получилось. Спектакль, то, что ты задумал».

Возможно, историю о том, как театр построил театр, упомянут в каком-нибудь театроведческом учебнике. Но куда важнее, что Алматы получил новую точку культурного притяжения, и она появилась в том числе благодаря поддержке бизнеса и общества. В «АRТиШОКе» снова тесно. Несмотря на увеличившийся в два раза зрительный зал, свободных мест нет.

Rate this post

Добавить комментарий

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Генерация пароля