Дожить до премьеры. Открываем новую страницу?

Дожить до премьеры. Открываем новую страницу?

Репортер Беларуси

Нет времени читать? Получите краткое изложение

ChatGPT Perplexity Grok Google AI

Спектакль по пьесе Николая Рудковского «Дожить до премьеры» минская театральная публика ждала с нетерпением. Уже само название и те споры, которые за короткое время возникли вокруг пьесы, как будто говорили о том, что если эта премьера случится, можно будет говорить о каком-то новом для беларусского театра этапе

22 сентября на сцене Республиканского театра беларусской драматургии долгожданная премьера случилась, и, возможно, это станет одним из значимых событий минской театральной осени.

Дело не только в самой постановке – ее качестве или новаторстве. Хотя, это тот редкий для сегодняшнего беларусского театра случай, когда сложилось все: хороший материал, «аккуратная» его интерпретация и профессионализм режиссера (Павел Харланчук), слаженный актерский ансамбль (Александр Марченко, Людмила СидоркевичВероника Буслаева, Ольга Скворцова, Мария ПетровичБелла Шнипер, Максим Брагинец), оригинальное, точно работающее на идею спектакля художественное оформление (художник – Андрей Меренков, костюмы – Алена Игруша). Впервые за долгое время в беларусском государственном театре не только условно пошли на риск, взяв в репертуар «неоднозначный», вызвавший столько споров материал. Возможно, в нашем пространстве это первый спектакль о восприятии Великой отечественной войны, разрушающий существующие стереотипы и предлагающий новый взгляд на неприкосновенные для «вольных» интерпретаций события нашей истории.

С самого начала судьба пьесы складывалась неоднозначно. Написанная в 2009 году, она сразу же была представлена в рамках on-line проекта фестиваля «Панорама» в Минске. Павел Харланчук сделал несколько сцен, которые прозвучали настолько убедительно, что, казалось, эта пьеса моментально попадет в репертуар одного из минских театров. Но этого не случилось. Из других театров предложений не поступило. А Валерий Анисенко, на тот момент руководитель РТБД, театра, в котором по сюжету пьесы и готовится премьера, промолчал: уж слишком рискованным казался материал.

Провокационность пьесы подтвердила и ее судьба в российском театральном пространстве.

Журнал «Современная драматургия» опубликовал ее уже в первом номере 2010 года, а в мае, к 65-летию Победы, пьеса получила Всероссийский приз «Факел памяти» и вторую премию (первую не присуждали) Международного конкурса «Баденвайлер». Но на осенних «читках» пьес-лауреатов премии, которые состоялись в Театральном центре на Страстном в Москве, Союз театральных деятелей России запретил чтение этой пьесы (приз, тем не менее, она получила). Возможно, предполагает сам драматург, «чиновницам не понравилось авторское отношение к войне». (Более подробно, в блоге драматурга).

В 2010 году стараниями руководителя Центра беларусской драматургии Александра Марченко пьеса попадает на Ереванский фестиваль «Реабилитация настоящего», где после многочисленных положительных и восхищенных отзывов со стороны критиков Валерий Анисенко решается пригласить Павла Харланчука на постановку этой пьесы в РТБД. Пока в Минске идет репетиционный процесс, «Дожить до премьеры» появляется в России. Сначала в театре-студии «Перемена» в Уссурийске, затем в Русском театре Уфы, в апреле 2012 года премьера состоялась в Томском драматическом театре и вскоре в театре-студии «Кукушкино гнездо» в Новороссийске. (Интересно, что «рискнуть» с этим материалом не побоялись именно региональные театры, руководители которых оказались смелее своих коллег в Москве или Петербурге). И, наконец, Минск. Драматург и те, кто знали о грядущей премьеры, выдохнули: дожили!

Нет времени читать? Получите краткое изложение

ChatGPT Perplexity Grok Google AI

Предыдущая запись

Немецкий историк Томас Бон расскажет о Минске и Беларуси

Следующая запись

Улицу в Вилейке назвали на неизвестном языке