Дожить до премьеры. Открываем новую страницу?
Спектакль по пьесе Николая Рудковского «Дожить до премьеры» минская театральная публика ждала с нетерпением. Уже само название и те споры, которые за короткое время возникли вокруг пьесы, как будто говорили о том, что если эта премьера случится, можно будет говорить о каком-то новом для беларусского театра этапе
22 сентября на сцене Республиканского театра беларусской драматургии долгожданная премьера случилась, и, возможно, это станет одним из значимых событий минской театральной осени.
Дело не только в самой постановке – ее качестве или новаторстве. Хотя, это тот редкий для сегодняшнего беларусского театра случай, когда сложилось все: хороший материал, «аккуратная» его интерпретация и профессионализм режиссера (Павел Харланчук), слаженный актерский ансамбль (Александр Марченко, Людмила СидоркевичВероника Буслаева, Ольга Скворцова, Мария ПетровичБелла Шнипер, Максим Брагинец), оригинальное, точно работающее на идею спектакля художественное оформление (художник – Андрей Меренков, костюмы – Алена Игруша). Впервые за долгое время в беларусском государственном театре не только условно пошли на риск, взяв в репертуар «неоднозначный», вызвавший столько споров материал. Возможно, в нашем пространстве это первый спектакль о восприятии Великой отечественной войны, разрушающий существующие стереотипы и предлагающий новый взгляд на неприкосновенные для «вольных» интерпретаций события нашей истории.
С самого начала судьба пьесы складывалась неоднозначно. Написанная в 2009 году, она сразу же была представлена в рамках on-line проекта фестиваля «Панорама» в Минске. Павел Харланчук сделал несколько сцен, которые прозвучали настолько убедительно, что, казалось, эта пьеса моментально попадет в репертуар одного из минских театров. Но этого не случилось. Из других театров предложений не поступило. А Валерий Анисенко, на тот момент руководитель РТБД, театра, в котором по сюжету пьесы и готовится премьера, промолчал: уж слишком рискованным казался материал.
Провокационность пьесы подтвердила и ее судьба в российском театральном пространстве.
Журнал «Современная драматургия» опубликовал ее уже в первом номере 2010 года, а в мае, к 65-летию Победы, пьеса получила Всероссийский приз «Факел памяти» и вторую премию (первую не присуждали) Международного конкурса «Баденвайлер». Но на осенних «читках» пьес-лауреатов премии, которые состоялись в Театральном центре на Страстном в Москве, Союз театральных деятелей России запретил чтение этой пьесы (приз, тем не менее, она получила). Возможно, предполагает сам драматург, «чиновницам не понравилось авторское отношение к войне». (Более подробно, в блоге драматурга).
В 2010 году стараниями руководителя Центра беларусской драматургии Александра Марченко пьеса попадает на Ереванский фестиваль «Реабилитация настоящего», где после многочисленных положительных и восхищенных отзывов со стороны критиков Валерий Анисенко решается пригласить Павла Харланчука на постановку этой пьесы в РТБД. Пока в Минске идет репетиционный процесс, «Дожить до премьеры» появляется в России. Сначала в театре-студии «Перемена» в Уссурийске, затем в Русском театре Уфы, в апреле 2012 года премьера состоялась в Томском драматическом театре и вскоре в театре-студии «Кукушкино гнездо» в Новороссийске. (Интересно, что «рискнуть» с этим материалом не побоялись именно региональные театры, руководители которых оказались смелее своих коллег в Москве или Петербурге). И, наконец, Минск. Драматург и те, кто знали о грядущей премьеры, выдохнули: дожили!