Эскориал Испания экскурсии по Мадриду
Эскориал Испания находится у подножия гор Сьерра-де-Гвадаррама, всего лишь в часе езды от столицы
Этот архитектурный комплекс уникален в своем роде, он совмещает в себе дворец, монастырь и королевскую резиденцию Филиппа II. Некоторые называют его не иначе, как «восьмое чудо света», тогда как другие видят в нем «архитектурный кошмар» или «монотонную симфонию в камне». Совершая экскурсии по Мадриду, стоит обратить внимание на этот весьма интересный объект и решить, чье мнение ближе.
История строительства
В 1557 году в день святого Лаврентия, который приходится на 10 августа, в истории Испании случилось знаменательное событие – Филипп II вместе со своей армией в битве у Сент-Кантена (Фландрия) одержал безоговорочную победу над французским неприятелем. В честь этого король принял решение построить монастырь, олицетворяющий мощь испанской монархии и оружия, в качестве напоминания о блистательном успехе.
Со временем планы, так же как и значимость проекта, разрастались. Было принято решение выполнить наказ Карла V и создать династическую усыпальницу, а помимо этого слить воедино дворец и монастырь, чтобы в камне выразить политическую теорию абсолютной монархии Испании. В скором времени по приказу короля шесть человек, из них два архитектора, двое ученых и два камнетеса, отправились на поиски лучшего места для строительства монастыря. Поиски продлились целый год, и наконец, была найдена местность, которая находилась поблизости от новой столицы, где было и нежарко, и не слишком холодно, то есть были соблюдены условия, предъявленные монархом. Именно тут и было начато строительство.
Филипп II, помимо приверженности к Св. Лаврентию, был известен ещё слабым здоровьем, религиозностью, меланхоличностью и погруженностью в себя. Королю хотелось найти такое место, где его никто не смел бы потревожить, и он мог в полной мере отдохнуть от тяжкого груза ответственности монарха самой могущественной империи в мире. В качестве окружения Филипп II хотел видеть не придворных, а монахов, поэтому в первую очередь Эскориалу предстояло стать монастырем ордена Святого Иеронима. Со слов короля было известно, что хотел он возвести для Бога дворец, тогда как для короля — лачугу.
Немногие правители Испании отказывались от написания собственной биографии, тогда как Филипп II оказался среди таких, кто не разрешил составлять её. В действительности король написал свою биографию сам, воплотив её в камне. Монастырь стал отражением всех его побед и поражений, смертей и трагедий, одержимости искусством, наукой, религией и управлением империей. Вера монарха в то, что религиозные соображения должны главенствовать при совершении политических действий, нашла своё воплощение в центральном положении величественного собора.
В 1563 году наконец-то был заложен первый камень, но строительные работы велись более двух десятков лет. На протяжении 21 года возводилось квадратное по форме сооружение, в котором центральная часть была отведена под церковь, северная – под королевскую резиденцию, южная – под монастырские помещения. У каждого здания был собственный внутренний двор. Поначалу проектом руководил ученик Микеланджело Хуан Баутиста де Толедо, но его смерть в 1569 году заставила сменить архитектора. Работу продолжил Хуан де Эррере, именно этому мастеру принадлежат многие идеи, касающиеся окончательной отделки.
Все этапы проектирования и возведения монументального сооружения находились под личным контролем Филиппа II. Особое значение он придавал выбору архитектурного стиля для своего детища. Король хотел подчеркнуть уход от средневекового прошлого и усилить авторитет подвластной ему Испании, поэтому большое внимание он придавал выбору архитектурного стиля. Наилучшим вариантом для него оказался архаизированный ренессанс.
Те, кто приходит на экскурсии в монастырь, неизменно отмечают богатое внутреннее убранство. Для этого в Эскореал были вызваны самые лучшие мастера того времени, а материалы использовались только высочайшего качества. Изделия из серебра и бронзы были отлиты во Фландрии, Сарагосе и Толедо, резьбу по дереву выполнили умельцы из Авиля и Куэнке, из Милана привезены великолепные скульптурные композиции, из Арасены — мрамор для отделки. Последний камень уложили 13 декабря 1584 года. После этого строительство перешло на новый уровень: к работе приступили декораторы и художники, среди них оказалось немало известных мастеров из Италии – Ф. Кастелло, Л. Камбьязо, П. Тибальдини и другие.
Филипп II не оставил без внимания своё детище даже после окончания строительных работ. Благодаря королю здесь появились собрания картин известных художников Испании и Европы, многие ценные рукописи и книжные фолианты. Пополнение коллекций продолжилось и после смерти Филиппа II, наследниками были приобретены картины кисти Эль Греко, Тинторетто, Тициана, Сурбарана, Коэльо, Риберы. Королевские покои по сравнению с богатством и пышностью пантеона и военных залов выглядели весьма аскетично. Простой пол из кирпича и беленые гладкие стены, выдержанные в традиционном испанском духе, идеально подчеркивали созданный королем образ монаха.
Архитектура
Монастырь стал проектом, в котором воплощение заложенных идей прошло на самом высочайшем уровне. Четкость линий здания из светлого песчаника, возвышающегося на фоне горной растительности, своей уверенностью и спокойствием удивительным образом напоминает самого Филиппа II с портрета кисти Коэльо. Форма каждого здания идеально соответствует его назначению: мрачная красота пантеона, легкость аркад библиотеки, торжественный и светлый интерьер церкви, аскетизм покоев короля. Зелень внутренних дворов смягчают строгость камня и разрежают его, горный воздух проникает в окна и заполняет собой внутренне пространство. Филипп II настолько обожал это место, что при приближении смерти единственным его желанием было провести тут последние дни.
Он стал эталоном, равняясь на который создавали свои дворцовые комплексы последующие монархи Испании.
По внешнему виду монастырь напоминает прямоугольник длиной 208 метров, а шириной 162 метра. Всего в нем насчитывается 16 внутренних двориков (патио), 15 галерей, 300 келий, 86 лестниц, 13 часовен, 2673 окна, 9 органов, 1200 дверей и 9 башен. Коллекция картин во дворце насчитывает 1600 полотен. По мнению некоторых, форма здания похожа на перевернутую жаровню, ведь согласно легендам святой Лаврентий, которого так почитал Филипп II, был зажарен живым.
С северной и западной сторон стены окружены площадью больших размеров (лонха), тогда как с юга и востока перед монастырем раскинулись красивые сады, откуда великолепно просматриваются монастырские угодья и окрестности Мадрида. В саду Фрайлес, где у монахов было место отдыха, установлена статуя Филиппа II, которая созерцает открывающийся живописный вид. Галерея для выздоравливающих располагается с правой стороны от сада.
Музеи
В стенах монастыря действуют два Новых музея. Изучая экспозиции одного из них, можно узнать историю строительства музея. Здесь хранятся планы, рисунки, строительные инструменты и масштабные модели. Во втором музее, состоящем из 9 комнат, выставлены полотна известнейших мастеров XV-XVII веков: Тинторетто, Веронезе, Босха, ванн Дейка и других великих художников. Также здесь есть работы представителей испанской школы. В музее собраны одни из наиболее полных коллекций художников фламандской школы и художника при дворе Карла V Тициана. Не зря в то время Габсбурги в глазах общественности считались крупнейшими покровителями искусств.
Пантеон
Задумывая строительство монастыря, Филипп II стремился создать мавзолей для захоронения здесь праха отца, императора Карла V. Но в пантеон, отделанный яшмой, мрамором и бронзой, останки были помещены лишь после окончания строительных работ в подземном помещении храма в 1617 году, когда страной правил уже Филипп III. В последствие великолепное сооружение стал последним пристанищем для всех испанских королей, начиная с Карла V.
Останки только двух монархов нашли своё успокоение вне стен Эскориала: Филиппа V, не выносившего мрачности и потому захороненного в Сеговии, и Фердинанда VI, упокоившегося в Мадриде. В монастыре также захоронены королевы, давшие жизнь наследникам престола мужского пола. Для всех остальных, к кому относились королевы, матери не унаследовавших трон детей, принцессы и принцы, в XIX веке был возведен Пантеон принцев.
В настоящее время в монастыре остаются пустыми две гробницы. Одним из последних здесь захороненных был Дон Хуан Бурбон, отец нынешнего короля Хуана Карлоса I. Несмотря на то, что этот человек не был королем, по мнению правящего монарха и всего испанского народа, он вполне заслужил подобной чести благодаря поддержке демократии во времена режима Франко и отказу от престола ради мирной передачи власти в пользу своего сына.
Собор
У некоторых именитых посетителей монастыря его роскошь и великолепие вызывали восхищение и восторг, тогда как на остальных грандиозность замысла действовала подавляюще. Теофиль Готье, французский интеллектуал и писатель, однажды говорил о том, что ощущение подверженности меланхолии, сокрушенности, ошеломления и подавленности непреклонной силой настолько сильно, что молитва становится попросту бесполезной.
Знаменитые мастера из Италии и Испании расписывали фрески вдоль всех 43 алтарей и на потолке. Сам архитектор Хуан де Эрерра создавал проект главного заалтарного образа (ретабло). На стенах между колоннами из мрамора и яшмы находятся полотна, где изображены сцены их жизни святых, в том числе Христа и Девы Марии. На другой стороне собора находятся места для королевской четы, здесь же установлены преклонившиеся в молитве скульптурные композиции, изображающие Карла V и Филиппа II вместе с семьями.
Библиотека
В фондах библиотеки Эскориала хранится крупнейшее в мире собрание иллюстрированных сборников гимнов, арабских манускриптов, работ по картографии и естественной истории, а также здесь находятся уникальные в своем роде рукописи святых: Альфонсо Мудрого, Августина и Терезы. Первые экземпляры появились здесь ещё в Средние века. На сегодняшний день библиотека уступает лишь ватиканской и является единственной в мире, где для лучшей сохранности древних украшений на переплетах книги на полки ставятся корешком внутрь. Действуя из лучших побуждений, римский папа Григорий XIII провозгласил однажды, что любой, кто украдет из Эскориала книгу, будет навечно отлучен от церкви. Сегодня основная масса выставленных книг является превосходно выполненными копиями оригиналов.
Расписывать потолок в библиотеке был призван живописец Тибальди. Сделанная им и его дочерью роспись олицетворяет семь наук: арифметику, грамматику, астрономию, диалектику, музыку, риторику и геометрию. Для двух главных наук, философии и теологии, отведены торцевые стены. Одним из служащих в библиотеке был Конде, известный не только в Испании, но и за её пределами арабист.
В те годы, когда страной правили Бурбоны, рядом с монастырем были построены два дворца, которые использовались в качестве охотничьих и гостевых домов, а в самом монастыре некоторые жилые помещения были полностью перестроены.