Остров Пасхи
Одно из самых известных и вместе с тем меньше всех посещаемых мест в мире – Остров Пасхи. Маленький, холмистый, почти безлесный, треугольной формы остров вулканического происхождения, расположенный в Тихом океане, на расстоянии 3 600 км от Чили, чьей территорией он является. Остров Пасхи считают самым изолированным населенным островом в мире. Самая близкая земля к Острову Пасхи – английские Острова Питкэрн.Популярное имя он получил благодаря голландскому мореплавателю, исследователю, Якобу Роггевену, обнаружившего остров в пасхальное воскресенье 5 апреля 1722 года. Старое местное название острова Те Пито о Те Хенуа (Te Pito o Te Henua), «Пуп Земли». В 1860-х годах таитянские моряки назвали его Рапа Нуи, «Большой Рапа», подразумевая, что есть ещё «Маленький Рапа», Рапа Ити, похожий остров в Полинезии.Остров Пасхи знаменит во всем мире своими безмолвными задумчивыми статуями, расположившимися по всему острову. Их устанавливали люди Рапа Нуи между десятым и шестнадцатым веками. Только зачем они собирали эти древние чудеса до сих пор вопрос открытый, несмотря на разные предположения.Археологические анализы и иконографические сравнения указывают на то, что культ статуй основан на мужской идеологии о происхождении власти и родословной, включая антропоморфическую символику. Статуи являлись символами могущества политического и религиозного. Кроме того, они были фактическими «хранилищами» священного духа и заряжены волшебной духовной сущностью «мана».В начале 1950-х годов норвежский исследователь Тур Хейердал популяризировал идею, что остров был первоначально заселен индейскими сообществами с побережья Южной Америки. Но тщательные исследования: археологическое, этнографическое, лингвистическое, признали гипотезу несостоятельной. Исконные жители Острова Пасхи имеют среди своих предков полинезийцев, что подтвердило извлечение ДНК из скелетов, которые прибыли на остров в 318 году (радиоуглеродный анализ тростника из могил подтверждает дату). Первые колонисты, возможно, попали на остров случайно, затерявшись в море на нескольких каноэ. Были они родом с острова Мангарева или Островов Питкэрн. Попав на остров, они нашли райскую землю, которая изобиловала зеленью, птицами, устраивавшими гнездовья. Постепенно, благодаря щедрым дарам природы, народ стал прибавляться, положив начало религиозной и художественной культуре. С родных островов полинезийские поселенцы привезли бананы, батат, сахарный тростник, шелковицу бумажную, таро (растение со съедобными клубнями), цыплят. Постепенно, благодаря щедрым дарам природы, народ стал прибавляться, положив начало сложной религиозной и художественной культуре.Особенности той культуры — огромные каменные статуи «моаи». У некоторых моаи, которые стоят на каменных церемониальных платформах «аху», создающих линию вокруг периметра острова, на голове «короны» — пукао — цилиндрической формы из светло-красной вулканической породы скориа, которую добывали только в Пуна Пау, карьере в маленьком кратере. Лица у моаи (аринга ора) обожествленных предков (аринга ора ата тепуна). Много моаи остались незавершенными на различных стадиях и рассеяны они всюду по острову, вдоль древних дорог, между каменоломнями и прибрежными областями. Почти все статуи вырезаны из прочного вулканического пепла, образованного вулканом Рано Рараку, возле которого и остаются почти половина моаи. В среднем статуи весят 14 -20 тонн и в высоту достигают шесть метров. Самая высокая моаи по имени Паро, весом в 75 тонн и ростом 10 метров. Одна статуя, правда, не законченная весит 270 тонн при росте двадцать метров. В зависимости от размера статуй их перемещали из каменоломни 50-150 человек на специальных санях, изготовленных из досок, волоком. Транспортировку считают замечательным творческим и физическим прорывом.Якоб Роггевен нашел на острове примерно 2 000-3 000 жителей, но, скорее всего в 16 и 17 веках население составляло 10 000 – 15 000 человек. Но жизнь островитян ещё больше усложнилась и ухудшилась с прибытием голландцев в течение последующих ста лет.Причины – перенаселенность, вырубка леса, нещадная эксплуатация чрезвычайно изолированного острова с ограниченными природными ресурсами.Когда-то на Острове Пасхе росли пальмовые деревья (Paschalococos disperta), но островитяне полностью лишили остров лесного покрова в процессе установки своих статуй, для строительства рыбацких лодок, зданий и в качестве топлива. Образцы пыльцы 200 года говорят о двух основных деревьях острова (Paschalococos disperta и Saphora toromiro). Существуют свидетельства о том, что исчезновение деревьев совпало с крахом цивилизации Острова Пасхи. Исследование мусорных куч того периода показали внезапное понижение количества рыбных и птичьих костей, из чего следует, что островитяне больше не могли строить свои каноэ, а птицы потеряли участки для гнездования. Основой питания стали куры и крысы, зафиксированы даже случаи людоедства.Небольшое выжившее население Острова Пасхи, в конечном счете, начало развивать новые традиции, чтобы сохранить немногие оставшиеся ресурсы. Среди них Культ Продавца Птиц (тангата ману). Каждый год устраивалось соревнование для которого лидеры выбирали представителя от каждого племени, который поплывет к Моту Нуи, соседнему острову, чтобы найти яйцо, отложенное темной крачкой (манутара). Плавание, в водах, кишащих акулами, конечно, было опасным. Тот, кто первый возвратится и принесет яйцо, назначался Продавцом Птиц. В течение года он награждался разными почестями и привилегиями, мог контролировать ресурсы своего племени Оронго – «каменная деревня», созданная высоко на оправе кратера вулкана Ранот Кау, была важным церемониальным центром для культа. Её построили, чтобы поклоняться богу изобилия Макемаке, основной религии островитян до 1866-67 годов.На участке сотни петроглифов и изображения Макемаке, которые оставлены главным образом тангата ману.К середине 19 столетия население увеличилось до 4 000 человек. В 1862 году к острову причалили работорговцы и уничтожили абсолютно всех здоровых людей. Из-за болезней принесенными западными жителями, насильственной депортации в Перу и Чили, на острове в 1877 году оставалось всего 111 человек. Кроме того, как и везде, постарались миссионеры. Островитяне получили удар в самое уязвимое место. Насильственная христианизация, а затем запрет на то, что составляло суть культуры. Запрещение татуировок, боди-арта, разрушение художественных работ людей Рапа Нуи, священных объектов, ронго-ронго — деревянных табличек с иероглифами островитян. Народ Рапа Нуи был практически изгнан с собственной земли и должен был жить в маленькой части острова. Остальные земли оставили для выращивания урожаев.В 1888 году Чили аннексировал остров (при Поликарпо Торо Хуртадо), после чего остров начал постепенно возрождаться, но чистокровных Рапа Нуи на тот момент уже фактически не оставалось.В современные дни туристический интерес к острову, немалый приток людей из Чили грозит изменить полинезийскую идентичность острова. Распределение земли в частное пользование создает напряженные отношения между жителями материка и уроженцами Рапа Нуи, категорически настроенных против частной собственности в пользу традиционного коммунального хозяйства.