Путешествие по Лондону на велосипед
Путешествие по Лондону: велосипед напрокат Прокатиться по Лондону на велосипеде? Более чем реально, нужно просто взять велосипед напрокат. Что из этого получится, и о том, как важно читать правила аренды
Европейцы в последнее время совсем помешались на здоровом образе жизни. Последняя «фишка» — это повальная езда на велосипедах. Конечно, в Европе велосипедный транспорт как средство передвижения по городу всегда был хорошо развит, но приобщение туристов к подобному способу перемещения я считаю прорывом.
Еще несколько лет назад я обратила внимание на велосипедные станции в Лондоне, Париже, Берлине, Брюсселе. Но туристы обходили их стороной, подозрительно косились и не рисковали попробовать. Мне кажется, только около года назад это увлечение стало повальным. В свой последний приезд в Лондон я решила приобщиться к столь незамысловатому способу передвижения.
Самый распространенный и простой способ взять велосипед напрокат – на станции Barclays Cycle Hire. У них миллион стоянок по всему городу, находящихся на расстоянии 10-15 минут ходьбы друг о друга. Первое, что меня поразило — к 10 утра остается от силы 1-2 велосипеда, так что если вам нужно как минимум три, придется побеспокоиться заранее. Само собой это относится к центральной части Лондона, ближе к окраинам, я думаю, спокойнее. Во-вторых, на этих велосипедах ездят все от мало до велика. В-третьих, на улицах не валяются раздавленные туристы с остатками своих великов, значит, движение в городе позволяет передвигаться спокойно в потоке автомобилей и огромных двухэтажных автобусов. Это как раз одна из причин, по которой подобное развлечение не приживется в Москве (возможно, в Питере?), разве что в рамках экстрим-туризма – увернись от автомобиля или троллейбуса.. Возможно, я не права, но считаю, что по Москве можно кататься на велосипеде разве что по Старому Арбату. Там только полиция ездит к себе в участок, чтобы не стоять в пробке на соседних улицах.
Оценив все за и против, я решила, что можно попробовать взять велосипед напрокат и для начала покататься по пригороду Лондона, чтобы страшно не было. План был такой: доплыть на пароходике до Гринвича (это около 10 км от Тауэра), там взять в аренду велосипед и к Тауэру вернуться. Меня уверили, что этот маршрут пролегает по набережной Темзы и не представляет никакой опасности. Сказано сделано.
Оказалось, что все просто, когда кто-то другой об этом рассказывает. «Мы взяли велосипеды, заплатили за них 1 фунт и поехали в Ковент-Гарден», — вот дословно все, что я знала о технической стороне вопроса. Первой неожиданностью стала необходимость расплачиваться кредитной картой. А я еще думала, что у этих европейцев все на доверии: опустил монетку 1 фунт, отцепил велик и делай с ним, что хочешь. А потом сдаешь его по своей доброй воле. Поэтому меня еще удивило, почему я нигде не видела велосипедов этой компании, припаркованных возле магазинов и ресторанов. Теперь все стало ясно.
Для того, чтобы арендовать велосипед, необходимо прокатать кредитную карту, с которой сразу снимут 1 фунт за аренду в сутки. Из автомата вылезет бумажка с кодом, который надо ввести в аппарат, к которому привязан велосипед. Причем код действует только 15 минут. Если за это время ты не успел выбрать велосипед, придется начинать все заново. Слава богу, 1 фунт снимают только после того, как ты отвязал велосипед. Естественно в первом же аппарате код не сработал по неизвестным причинам. С третьей попытки я сумела сделать все правильно, дальше пришлось приложить нечеловеческие усилия, чтобы отцепить велосипед. Его надо поднять за заднее колесо и тащить на себя. Велосипед неподъемный, что неудивительно – сколько электроники в него вшито. Дальше следует долгий процесс подгонки его под себя, ознакомления с основными правилами дорожного движения и выяснения, в какую сторону ехать.
Сам процесс езды доставляет невыразимое удовольствие. Велосипеды новые, очень удобные (задница, прошу прощения, на следующий день не болит), имеют три уровня скоростей, так что при подъеме в горку язык на плечо не вываливается. Единственной проблемой была брусчатка, на которой чувствуешь себя как на электрическом стуле, и автобусы. К сожалению, путь от Гринвича до Лондона не всегда пролегал по набережной, иногда приходилось выезжать на дорогу и катить по ней. В воскресенье было совершенно свободно, но общественный транспорт никто не отменял. Мой ужас, когда за моей спиной возник двухэтажный красный автобус, невозможно описать. Первое время я от них шарахалась, слезала с велосипеда, хватала его в охапку и забиралась на тротуар, но потом привыкла. Кроме того, водители сами, по-моему, боятся туристов на велосипедах, потому что никогда нельзя быть уверенным в том, что им придет в голову, и объезжают на порядочном расстоянии.
Когда мы добрались до Тауэра, что заняло у нас час с небольшим, мы настолько освоились, что решили не сдавать велосипеды и продолжить путь по городу. В центре было уже не так комфортно, потому что приходилось следить сразу за несколькими вещами: никого не сбить, самому не попасть под машину или тот же автобус, смотреть за светофорами и организацией дорожного движения, которое принципиально по-другому устроено. Пару раз мы не успевали перестроиться для нужного нам поворота, приходилось слезать с велосипеда и переходить по пешеходному переходу, возвращаясь на нужный маршрут. Но в целом все прошло нормально, и мы доехали до Гайд-парка, т. е. по приблизительным подсчетам покрыли расстояние километров в 25, что заняло у нас 3, 5 часа. Страшно гордые собой мы сдали велосипеды, и пошли обмывать свой триумф в ближайший паб.
Со сдачей велосипедов тоже все было непросто. Пришлось применить грубую мужскую силу, проходившую мимо и отловленную по случаю, потому что никак не получалось «припарковать» велосипеды до характерного зеленого огонька, возвещавшего, что велосипед принят. Нас немало волновал вопрос, что делать, если на стоянке, на которую, мы заранее нацелились, не будет мест. Хорошо, что у нас была карта, на которой были обозначены все стоянки в городе (ее можно получить в любом городском информационном центре). Как нам потом объяснили, автомат, через который прокатывается кредитная карта, также показывает ближайшие незанятые стоянки.
Все было прекрасно, пока на следующий день, ровно через сутки после того, как мы взяли велосипеды напрокат, с моей карты не сняли 70 фунтов. Моя первая мысль: карта засветилась, деньги украли. Потом я прочитала, что деньги списала компания по прокату велосипедов. Вторая мысль: карту считали, и по ней взял велосипед кто-то другой. ОК, но 70 фунтов? Взяли 70 велосипедов?! Неправдоподобно. И, наконец, третья и последняя мысль: мы сделали что-то не так, нас оштрафовали. В этот момент на свет была извлечена брошюра с правилами аренды велосипедов и прочитана от корки до корки. Там же была приведена таблица с тарифами.
Оказалось, что помимо аренды 1 фунт в сутки, также существует так называемый тариф за пользование (usage charge). Для идиотов (таких как мы) черным по белому написано, что чем меньше вы используете по времени велосипед, тем дешевле он будет стоить. Схема такая: платишь 1 фунт в сутки за аренду и в течение дня можешь брать и сдавать велосипед несколько раз. Главное с самого начала указать, сколько именно раз ты хочешь им воспользоваться. 30 минут катания бесплатно, 1 час – 1 фунт, до 1, 5 часа – 4 фунта, до 2, 5 часа – 10 фунтов, 2, 5-3 часа – 15 фунтов, до 6 часов – 35 фунтов, сутки без остановки – 50 фунтов. Так как мы катались 3, 5 часа, не сдавая велосипедов (потому что не удосужились ознакомиться с правилами использования), мы попали на 70 фунтов – 35 за каждый. А если бы мы сдавали велосипеды каждые полчаса, мы бы просто заплатили 1 фунт за каждый велосипед. Но тогда все время в течение нашей поездки мы были бы озадачены необходимостью поиска стоянки. А так мы хотя бы заплатили за удовольствие.