Самолетостроение в Швейцарии
Что мы знаем о Швейцарии кроме альпийских лугов, часов, банков, сыра и шоколада? Пожалуй, только то, что в годы войны, охватившей половину мира, эта страна осталась оазисом тишины, где добрейший пастор Шлаг неутомимо добывал ценные разведданные для актера Тихонова — заслуженного штандартенфюрера советского кино
Но если присмотреться без иронии, то нетрудно заметить, что в слитном многообразии больших и малых стран Европы Швейцария всегда стояла особняком: в войнах не активничала, но наемных солдат поставляла оптом и в розницу. С тех пор и поныне швейцарские гвардейцы стерегут священные границы Ватикана, а слово «швейцар» напоминает о временах, когда короли, курфюрсты и великие герцоги шагу не могли ступить без эскорта молчаливых альпийских горцев. Специфический изоляционизм швейцарцев со временем привел к тому, что маленькая страна сочла своим долгом непременно обзавестись собственной авиационной промышленностью, хотя потенциальных поставщиков было хоть отбавляй — тут вам и Германия, и Франция, и Великобритания, и Голландия.
Символом авиапрома по-швейцарски стала компания Pilatus, самолетам которой всегда было присуще какое-то особое сочетание эстетики и практичности.
Дракон — существо крылатое
Интересно, чем руководствовались основатели швейцарской авиастроительной компании, когда в 1939 г. нарекли ее Pilatus Flugzeugwerke AG?
Со второй частью названия все ясно — авиастроительное предприятие, акционерное общество. А вот первое слово как-то подозрительно смахивает на фамилию прокуратора Иудеи, так неудачно умывшего руки. Действительно, при чем здесь Понтий Пилат?
Есть в Швейцарии гора Пилатус, с древних времен пользующаяся недоброй славой. Во-первых, согласно преданию, именно здесь, в горном озере нашло последний приют тело Пилата, а по окрестностям до сих пор бродит его неуспокоенная душа. А во-вторых, гора Пилатус была известна любому средневековому швейцарцу как драконий заповедник альпийского масштаба. Огнедышащие твари, во множестве населявшие склоны горы, вели себя противоречиво: то девушку украдут, то корову утащат, то деревню спалят, а то вдруг путника заблудшего на дорогу выведут, да еще и камушков самоцветных на прощанье подарят. Но больше, конечно, пакостили. Напрасно воины от века к веку пытались огнем и мечом призвать рептилий к порядку — меньше их не становилось, а местные власти, по-своему заботясь о благополучии граждан, в конце концов директивно ограничили доступ на нехорошую гору. Еще пару сотен лет назад за самовольную попытку сразиться с драконом смельчака ожидало место на тюремных нарах. Закон суров, но это закон.
В общем, теперь намек основателей Pilatus Flugzeugwerke AG более-менее понятен: мистическая подоплека одного из самых загадочных и красивых мест Швейцарских Альп призвана была служить охранительным талисманом для крылатых творений авиаконструкторов.
Только над Альпами можно было встретить в одном строю немецкий Messerschmitt Bf 109 и британский Spitfire, так что боевыми машинами швейцарцев обеспечил сам ход европейской истории. А вот с учебными самолетами дело обстояло несколько хуже, так как большинство европейских «летающих парт» оказались малопригодными для полетов в условиях гор. И тут за дело взялись укротители драконов из Pilatus Flugzeugwerke. Работа над новым проектом получила весьма высокий приоритет, потому что к тому времени, устав от бесконечной возни с доработками и ремонтом французских истребителей Moran и немецких Messerschmitt, фирма должна была утвердиться на внутреннем рынке с собственной продукцией.