Беларусь

  • Баня как идеальное место для отдыха

    О целебных свойствах бани было известно еще с давних времен: в бане за счет перепада температур организм закаляется и избавляется от вредных веществ, выходящих вместе с потом На сегодняшний день одним из самых привлекательных и полезных мест для отдыха считается база отдыха с баней. В состав такого комплекса может входить помимо бани: поле для мини-футбола; […]

  • Пикники как увлекательный способ времяпровождения

    Наверняка каждому приходилось отправляться на пикники, ведь это отдых на природе, море эмоций и простор для фантазии. Действительно, ни один другой способ отдыха не может сравниться с пикником, потому что только с ним можно развеяться, одновременно зажарить шашлыки и поиграть на свежем воздухе. Да и ехать далеко не надо, Беларусь большая и полна удивительных мест. […]

  • Организация торжеств

    Любое событие в жизни можно весело отметить: это может быть День рождения, юбилей или годовщина создания предприятия. Сегодня организация торжеств в Беларуси – одно из ключевых направлений сферы бизнеса На территории Беларуси расположилось несколько десятков баз отдыха, каждая из них уникальна и может предложить для своих гостей несколько вариантов времяпровождения. Как организовать праздник без хлопот? […]

И снова о ваучере


Судьба ваучера в контексте белорусского туризма с самого начала складывалась непросто. Он тяжело появился на свет, с большим сопротивлением вводился в обращение, затем его неоднократно видоизменяли и даже пытались вовсе отменить

Несмотря на все препятствия, ваучер жив и сегодня, более того — он по-прежнему обязателен для использования турфирмами. Поэтому в начале сезона, как нам кажется, ваучерная тема в очередной раз прозвучит актуально.

Итак, в настоящий момент на территории Беларуси действуют три типа ваучеров: серии АА — на прием интуристов и отправку белорусских туристов за рубеж, серии АВ — для нужд внутреннего туризма и серии АГ — для работы на экскурсионных маршрутах. Что касается индивидуальных и групповых ваучеров, то разъяснения по этому поводу нам даст специалист коммерческого отдела Национального агентства по туризму:

— Групповой ваучер правомерно использовать лишь в двух случаях: первый — в турпоездку отправляется семья, второй — турпоездка организуется по заявке какой-либо организации для своих сотрудников и оплачивается по безналичному расчету (вариант — организация оплачивает часть стоимости, остаток вносят сами сотрудники). Только в этих случаях может быть выписан групповой ваучер, тогда как турфирмы зачастую используют его неправильно: собрали группу туристов в Чехию — выписали групповой ваучер на весь автобус. Такой подход абсолютно неприемлем, ведь, образно говоря, ваучер можно сравнить с чеком в магазине, который выдается каждому покупателю, оплатившему покупку. Вторая область, где принцип использования ваучеров нарушается особенно часто, — это организация шоп-туров. В этом случае турфирмы или вовсе игнорируют этот документ, или ограничиваются его групповым вариантом. Между тем подавляющее число людей, едущих по бизнес-делам, к примеру, в Польшу, пересекают границу в качестве туристов, а значит, обязаны иметь ваучер.
Функция изготовления и реализации ваучеров была передана Национальному агентству по туризму в самом конце 2001 года, доставшись ему «в наследство» от НТК «Белинтурист». В НАТ считают, что первая и наиглавнейшая функция ваучера — учет произведенного турпродукта. Исходя из этого принципа, увиливание турфирм от приобретения бланков ваучеров расценивается как попытка скрыть истинное количество обслуженных туристов и, следовательно, объемы доходов. А в том, что большинство белорусских турфирм действительно всячески увиливает от использования ваучеров, а если и приобретает энное количество бланков, то оно далеко не соответствует истинным оборотам фирмы, сомнений нет. Давайте рассмотрим некоторые цифры, характеризующие ушедший, 2002 год. За его 12 месяцев Беларусь посетило 63 484 интуриста, за рубеж выехало 1 436 483 белорусских туриста (данные касаются организованного туризма). За это же время НАТ реализовал 120 450 ваучеров, из них серии АА — 111 212, серии АВ-АГ — 9238. Последнюю цифру (напомним, что ваучеры серии АВ-АГ используются для внутриреспубликанских и экскурсионных поездок) сравнить, увы, не с чем — данные о количестве наших граждан, отдыхавших в прошлом году в Беларуси, а также о количестве экскурсантов в статистике отсутствуют. Что касается 111 212 бланков серии АА — въезд интуристов и выезд белорусских туристов, — то здесь можно порассуждать. Прежде всего вычтем из общего числа приобретенных ваучеров шестьдесят три с лишним тысячи въехавших в Беларусь иностранных туристов. Руководствуемся мы тем, что именно во въездной части белорусского туризма нарушения в области использования ваучеров минимальны. Причина этого проста — в большинстве случаев только при наличии ваучера иностранцу в белорусском посольстве выдадут визу для поездки. После отсечения благополучной въездной части у нас остается порядка 47 тысяч ваучеров серии АА, использованных для нужд выездного туризма. И — миллион четыреста тридцать шесть тысяч выехавших за рубеж белорусских туристов. Колоссальный разрыв между этими двумя цифрами недвусмысленно характеризует масштабы использования ваучера в белорусском туризме. Даже учитывая тот факт, что чуть больше миллиона белорусов выехало в Польшу, а значит, к туристам может быть отнесено с большой натяжкой, все равно сорок семь тысяч ваучеров на четыреста тысяч туристов — это ничтожно мало. Хотя, надо признать, что у НАТ дело пошло чуть лучше, чем у предшественника, НТК «Белинтурист». В то время, когда ваучерами «торговал» концерн, цифры приобретенных бланков были еще скромнее: 2000 год — 92 370 ваучеров, 2001-й — 92 042. Может, причина некоторого увеличения объемов в проверочных рейдах, организованных силами МСиТ и НАТ в прошлом году? Сотрудники турфирм наверняка помнят, как на границе с Польшей «отлавливались» туристические автобусы и проверялись на предмет наличия ваучеров. Шуму было много, а результат… В НАТ, не отрицая пользы от рейдов, все же не считают, что они привели к увеличению спроса ваучеров у турфирм. Способ борьбы с засадами на границах был найден быстро, и им, конечно, оказалось отнюдь не приобретение нужного количества бланков (кто бы сомневался!). Просто-напросто на подходе автобуса к КПП вперед высылалась группа разведчиков, которая выясняла: работает ли в данный момент комиссия из МСиТ и НАТ? Если да, то автобусы прятались «по кустам», если нет — быстро пересекали границу. А теперь еще одна наглядная демонстрация ситуации с ваучерами — посмотрим на конкретные цифры, характеризующие спрос на бланки у турфирм. Для примера давайте возьмем наших «грандов» — у них объемы работы просто солидные, что должно, по идее, подразумевать такую же нужду в ваучерах. Итак, за 2002 год «АлатанТур» приобрел 2600 ваучеров, «СМОК» — 1500, «Внешинтурист» — 1200, «Санни Трэвел» — 870, «Сакуб» — 130. Всего «могучая кучка» приобрела в прошлом году 6 300 ваучеров, или 5,2% от общего числа проданных бланков. Между тем, в прошлом же году антимонопольный комитет признал, что эти пять компаний по объему оказываемых туруслуг занимают более чем 50% всего туристического рынка Беларуси.

Причина такого отношения к ваучеру на поверхности — она в его двойственном положении. С одной стороны, это документ, упомянутый в Законе о туризме и обязательный для использования. С другой, он не является необходимым (ни для турфирмы, ни для туриста), а его использование практически никем не контролируется (рейды не в счет) — нет у нас органа, который мог бы заставить турфирмы приобретать ваучеры, а нерадивых привлекать к ответственности. Вот и болтается ваучер между небом и землей. Право, даже жаль его — он как нелюбимое дитя, которое родили, да забросили. Вот еще факт: год назад, аккурат в мае, мы опубликовали на страницах газеты новый вариант ваучера, разработанный НАТ, и пригласили турфирмы к обсуждению — есть ли замечания по поводу нового образца и как его сделать более удобоваримым. Обсуждение прошло, все материалы сотрудники НАТ собрали и передали в Управление туризма МСиТ — для принятия решения.

Как уже было сказано, прошел год, но решение так принято и не было. Новый вариант, конечно, все равно не решил бы окончательно проблему, но благодаря некоторому упрощению мог значительно облегчить работу сотрудникам турфирм. Естественно, нельзя не учитывать тот факт, что прошедший год оказался для Управления туризма весьма сложным — на фоне серьезных кадровых перестановок ваучерный вопрос мог просто потеряться. И все же такое более чем прохладное отношение к собственному детищу внушает определенные мысли. Возможно, дело и в том, что ваучер не оправдал себя в финансовом отношении, тогда как согласно первоначальной идее доходы от его продажи должны были служить существенным источником денег на различные периоды туризма. На самом же деле финансовая сторона вопроса выглядит так: с 1 мая нынешнего года стоимость ваучера серии АА составляет 2784 б.р., серий АВ-АГ — 840 б.р. или 1,4$ и 0,4$ соответственно (по курсу Нацбанка). Получается, что в прошлом году доходы от реализации бланков ваучеров приблизительно составили 159 392$. Вычтем отсюда себестоимость, аренду помещения для реализации и зарплату сотрудникам. Стоит ли овчинка выделки?
До сих пор мы рассматриваем вопрос использования ваучеров с точки зрения тех, кому государство поручило его производство и реализацию. Их позицию, в принципе, вполне можно выразить одним древним латинским выражением “dura lex, sed lex”, что означает «закон суров, но это закон». Но давайте не будем судить однобоко, и попробуем изложить точку зрения оппонентов — там тоже согласны, что закон есть закон, но прекрасно знают и другое: он не всегда справедлив. За чуть больше десяти лет истории современного белорусского туризма наши турфирмы прошли серьезный путь. Говоря более предметно, этот путь протянулся от листка бумаги, на котором от руки было написано: «Бухгалтер фирмы такой-то принял от гражданки такой-то 400$ в уплату за турпоездку в Грецию» (из личного опыта автора образца 1993 года), до сегодняшнего дня, когда клиент покидает офис турфирмы с полным пакетом документов: путевка, договор, корешок приходного ордера, ваучер. Нельзя сказать, чтобы процесс перехода от дикого бизнеса к более-менее цивилизованному рынку проходил гладко и безболезненно — ветераны туризма помнят, сколько вопросов и нареканий возникло, к примеру, по поводу введения типового договора. Тем не менее, большинство документов, претерпев ряд доработок и видоизменений, нашли и прочно заняли свое место в рабочем процессе купли-продажи туруслуг. К ваучеру, который был введен в обращение в 1998-м, это не относится. Так не пора ли признать очевидный факт: дело не в «несознательности», а в неудачности самого документа! «ТиО», затрагивая проблему ваучеров, неоднократно приводил мнения авторитетных в мире туризма людей: ваучер (за исключением его использования при въезде интуристов) дублирует уже имеющиеся в арсенале турфирм документы, и посему является бумагой бесполезной. Заказанные услуги перечислены в путевке, факт оплаты подтверждается приходным ордером. Если на границе у туриста спрашивают ваучер, то пограничника интересует не белорусский вариант, а ваучер принимающей, иностранной турфирмы, где подтверждена бронь и оплата гостиницы и сопутствующих услуг. Путей решения проблемы с ваучерами три. Первый — самый простой, но и самый бездарный. Поручить кому-либо из госорганов контроль за приобретением турфирмами реального количества ваучеров и наделить его карательными функциями. Бездарен же он потому, что на каждого карателя у нас всегда найдется партизан. Второй путь — упразднить какой-либо из документов, который сегодня дублирует ваучер, и тем самым сделать его использование оправданным и необходимым. Его тоже нельзя признать достаточно умным — ну, просто нелогично менять даже отлаженный процесс только для того, чтобы дать работу не очень удачному дублеру. Третий путь — использовать ваучер только для нужд въездного туризма, с чем согласно большинство профессионалов турбизнеса, и отменить его использование в выездном и внутреннем. Противники отмены ваучеров всегда приводили в качестве наиглавнейшего аргумента то, что этот документ упомянут в Законе о туризме с вытекающими отсюда последствиями. Сегодня, когда «открыт сезон» внесения поправок в наш основной отраслевой закон, у нас есть реальный шанс изменить ситуацию. Вот, к примеру, БСТО выступил с инициативой внести поправки в принципе деления на туроператоров-турагентов. Почему бы союзу не проявить свою инициативность и в других вопросах — в частности, об использовании ваучера? Проблема, конечно, помельче будет, но, с другой стороны, она в интересах как всего белорусского туризма, так и каждого из «союзников» — судя по вышеприведенным цифрам, они тоже не относятся к большим поклонникам этого документа…
Делать это надо сейчас, и вот почему. Национальное агентство по туризму, на которое государство возложило функции производства и продажи ваучеров, намерено добросовестно выполнять свои обязанности. Сегодняшнее отношение турфирм к этому вопросу в НАТ считают явно неудовлетворительным, и ищут рычаги, которыми можно воздействовать на избегающих покупки.
В связи с этим НАТ уже предприняло два шага, над которыми стоит серьезно задуматься. Во-первых, еще зимой в налоговую службу были переданы все нормативные акты, касающиеся купли-продажи и оформления ваучеров, и теперь налоговики прекрасно осведомлены, с какой стороны подходить к этой теме. Более того, последние налоговые проверки турфирм показали, что инспекторы не только знают, о чем спрашивать, но и с удовольствием взялись за новое поле деятельности — проверку конкретного наличия и использования ваучеров. Шаг второй — Национальное агентство обратилось в Управление туризма МСиТ с просьбой предоставить ему право самостоятельно проводить проверочные рейды. Пока ответа нет, что неудивительно — сейчас в министерстве идет «перестройка», но новую структуру Управления туризма обещают продемонстрировать к концу июня. Тогда же можно ждать и решения вопроса о контроле и органе, на который его возложить. НАТ это будет или кто-то другой, но рейды обязательно возобновятся, и, вероятно, в этом году они не ограничатся белорусско-польской границей. Так что прятаться «по кустам», скорее всего, не удастся.

Rate this post
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Генерация пароля