Смотрите, кто у(при)шел!
Даже и не знаешь, как тут правильно начать. Можно сказать — смотрите, кто ушел! Действительно, в Министерстве спорта и туризма больше нет заместителя министра Чеслава Шульги
Но можно и по-другому — смотрите, кто пришел! Позвольте вам представить: генеральный директор РУП «Национальное агентство по туризму» Чеслав Шульга, который и является сегодня нашим гостем.
— Чеслав Казимирович, год и семь месяцев тому назад вы отчаянно не хотели менять должность генерального директора «Белорусского Спутника» на кресло замминистра. Сопротивлялись, выдвигали различные причины отказа — вплоть до медицинских, но безуспешно. Сегодня, когда министерская должность осталась в прошлом, не жалеете ли вы, что не выдержали натиска госчиновников и не остались в туристическом бизнесе? Представьте, сейчас продолжали бы «генеральствовать» в «Спутнике»…
— Нет, как ни странно, не жалею. Работая в должности замминистра я прошел отличную школу и приобрел опыт. Опыт в своем роде бесценный, потому что вряд ли где-либо в другом месте я смог бы получить навыки общения с госслужащими самого разного уровня — от рядового клерка до премьер-министра, наглядно увидеть, как работает государственная машина, изучить основы бюрократической работы. Теперь я знаю, как живет и чем дышит этот самый пресловутый чиновник, которого простой человек и боится, и ненавидит, какой долгий путь в «коридорах власти» проходит самый рядовой документ. Думаю, что этот опыт мне пригодится не единожды.
— Раз вы стали экспертом по части мышления чиновников, объясните, пожалуйста, такой факт. Почему органы, управляющие туристической сферой, так часто принимают документы, мягко говоря, оторванные от реальной жизни? Я имею в виду различные нововведения, положения, приказы, которые не только не помогают регулированию деятельности турбизнеса, но иногда являются просто невыполнимыми. Уж сколько раз мы говорили: прежде чем принять какой-то новый документ, поинтересуйтесь мнением практиков…
— Если говорить откровенно, то я не возлагал бы больших надежд на помощь практиков. За время моей работы мы достаточно часто просили директоров турфирм высказать свое мнение по тому или другому вопросу, дать свои рекомендации. Не хотелось бы никого обижать, но всего лишь от нескольких людей мы получали реальную помощь, а не отписки. Другое дело, что подготовка любого государственного документа, а тем более закона — дело очень долгое и кропотливое. И к концу пути через все заинтересованные министерства и ведомства, каждое из которых вносит в него поправки и дополнения, из документа может быть полностью выхолощена первоначальная идея и исчезнуть рациональное зерно.
— К моменту сокращения должности замминистра по туризму вы стали почти идеальным руководителем отрасли — к крепкому прошлому практика-бизнесмена присоединилось знание основ работы государственной машины. Но туризму вновь не повезло…
— Я бы уточнил — не только туризму. Всего в госаппарате под сокращение попали 52 заместителя министров различных сфер.
— А сколько было замов у министра спорта и туризма?
— Четыре. Три — по спорту и один — по туризму.
— И под сокращение попал именно последний. Разве это не говорит о месте туризма в реестре государственных интересов?
— Согласен — сокращение должности зама, курировавшего вопросы туризма, престиж отрасли отнюдь не повышает. Но проблема на самом деле лежит гораздо глубже, чем сокращение одной штатной единицы. Еще один плюс моей бывшей работы заключался в том, что мне приходилось много читать. Дома скопилась гора специальной литературы — от практического руководства по работе в турфирме до серьезных исследований западных аналитиков. Я не люблю громких слов, но и работа на государственной должности, и изучение многочисленных материалов заставляют меня мыслить по-другому — уже не с позиции руководителя отдельной туристической организации, а на государственном уровне. Опыт всех стран показывает, что развивать туризм всегда начинают с того, что создают сильную администрацию — чаще всего на уровне правительства, которая обладает весьма серьезными полномочиями. Следующий этап — создание на первом этапе тепличных условий для самого бизнеса.
— Как я поняла, вы — за создание Департамента по туризму.
— Более того, я бы присмотрелся к опыту соседей. Например, на Украине туризм, как и у нас, долгое время находился в «связке» со спортом, да еще и с делами молодежи. Сегодня там создана Национальная туристическая администрация — ни много ни мало при Кабинете министров Украины. Нечто подобное ожидается и в России. Согласитесь, что серьезность намерений развивать туризм в этих странах очевидна. Боюсь, что в нашем случае создание департамента будет означать лишь некоторые изменения — увеличение штата, возможно, собственные финансы, но не принципиальное изменение статуса отрасли.
— А если будет создан департамент, обладающий реальными полномочиями, вы согласитесь его возглавить?
— А кто сказал, что я уже не получал такого предложения? Вообще по части предложений работы у меня недостатка нет, причем большая их часть почему-то поступила из-за рубежа — России, Литвы…
— Да, кстати, этот вопрос у многих вызывает любопытство: почему Чеслав Казимирович не ушел из замминистров в директора какой-нибудь турфирмы, а предпочел возглавить структуру с пока весьма туманными перспективами? Неужели после полутора лет чиновничьей службы не захотелось вновь заняться нормальным бизнесом?
— Дело не только в том, чем мне хочется или не хочется заниматься в данный момент. Существует ряд причин, в том числе и морального плана, по которым я не могу с легкостью сменить кресло замминистра на кресло директора коммерческой фирмы. За время работы в Управлении туризма было начато несколько проектов — с моей подачи и под моим руководством. К сожалению, год и семь месяцев оказались явно недостаточным сроком, чтобы получить какие-то результаты. Тем не менее, мне бы не хотелось бросать начатое на пол-дороги — после того, как я столько говорил о необходимости развивать въездной и внутренний туризм, о создании благоприятного имиджа Беларуси за рубежом, о продвижении белорусского турпродукта на мировой рынок — после всего этого я просто не могу пойти в турфирму и вновь заниматься массовой отправкой наших граждан в Болгарию или Турцию. Это не значит, что я никогда не вернусь в бизнес — возможно, что это произойдет в ближайшие годы. Но сейчас передо мной другая задача — насколько это возможно, закончить то, что было начато в Управлении туризмом.
— Простите за пессимизм, но где уверенность в том, что в Национальном агентстве по туризму вам удастся сделать то, что не удалось в министерстве?
— Полной уверенности нет, но в общем НАТ представляет намного больше возможностей практической деятельности, чем Управление туризма МСиТ. В должности замминистра я мог принимать решения и отдавать приказы, а исполнением (или неисполнением) занимался кто-то другой. Например, мы много говорили о необходимости повышения квалификации кадров, но реально ничего не происходило. Сегодня я уже как директор НАТ принял решение, и в мае на базе агентства пройдут два республиканских семинара по переподготовке кадров — один для работников общепита, другой — для работников гостиничной сферы. В мае же будет выпущен путеводитель «Полоцк и его окрестности» и, надеемся, путеводитель по трассе «Брест — Москва». В ближайших планах — рекламно-информационный материал по Нарочанскому краю. Это уже не декларация намерений, а реальные шаги, которые я могу предпринимать. В последнее время часто говорили о необходимости сертифицировать туристические услуги, а мы возьмем и откроем при НАТ Центр сертификации. И обязательно службу консультаций — бухгалтерские, юридические, аудиторские услуги.
— А как же быть с Ассоциацией туристических фирм, которую в очередной раз пытаются создать, — вас же пригласили ее возглавить?
— Если турфирмам понадобится мой опыт, я, конечно, не откажусь поработать — на общественных началах. Но пока я практических шагов по созданию ассоциации не вижу, а Национальное агентство по туризму — уже реально существующая структура, которая на данном этапе и может, и должна взять на себя многие функции общественной туристической организации. Как известно, агентству передано право реализации ваучеров, и поэтому турфирмы вправе ожидать, что часть этих средств пойдет на общетуристические нужды — ведь покупку ваучеров можно рассматривать как своеобразные членские взносы. Думаю, что Национальное агентство по туризму сможет исполнить то, ради чего оно создавалось: турфирмы будут приходить сюда за помощью и разного вида услугами, туристы — за информацией. Вполне реальна и ближайшая задача по рекламно-информационному обеспечению — выпуск путеводителей по всем районам, альбомов, брошюр, съемка рекламных фильмов. Я знаю, что во время моей работы в должности замминистра многие называли меня мечтателем — мол, намерения у человека хорошие, однако к реальной жизни неприспособленные. И все же я верю, что у белорусского туризма есть «светлое будущее», и попробую сделать хотя бы что-то, чтобы его приблизить.