Домашний кинотеатр. История и факты
ДИНОЗАВР НАДВИГАЛСЯ НА МЕНЯ. ОТ ЕГО ШАГОВ СОТРЯСАЛОСЬ ВСЕ ВОКРУГ, ОТ РАСКРЫТОЙ ЗУБАСТОЙ ПАСТИ И ЧУДОВИЩНОГО РЫКА СТАНОВИЛОСЬ НЕ ПО СЕБЕ. Я ПОСМОТРЕЛ НА СИДЯЩЕГО РЯДОМ ДРУГА И ПОНЯЛ, ПОЧЕМУ ОН ТАК ГОРДИТСЯ СВОИМ ПРИОБРЕТЕНИЕМ — ДОМАШНИМ КИНОТЕАТРОМ
Мир окончательно сошел с ума. Люди все активнее меняют серую окружающую действительность на красочный мир грез. Теперь, чтобы в полной мере насладиться очередным голливудским шедевром, вовсе необязательно покидать стены родного дома. Уже сейчас миллионы семей по всему миру, не вставая со своего любимого дивана, с головой погружаются в межзвездные баталии, становятся свидетелями перестрелок гангстеров или битв динозавров. Все так реально, что по коже бегут мурашки и перехватывает дыхание. Имя захватывающего бытового аттракциона, покоряющего весь мир, — домашний кинотеатр. Кто хоть раз видел его у кого-нибудь из друзей, неизменно мечтает приобрести это чудо аудиовидеотехники. Во всем мире объемы продаж техники для домашнего кинотеатра растут с космической скоростью. Например, в Америке приобретение такого оборудования стоит на третьем месте в списке первоочередных покупок молодой семьи — после дома и автомобиля. Популярен домашний кинотеатр и в других странах, в том числе в России. Во многом благодаря тому, что в последние год-два на российском рынке появился большой выбор подобной техники. Диапазон цен здесь весьма широк — можно уложиться в несколько сот долларов, а можно потратить и несколько сот тысяч.
Сам себе режиссер
А все началось в США. В стране, где кино быстрее, чем где-либо еще, стало важнейшим из всех искусств. Там настолько любили смотреть фильмы, что появление кинотеатра в небольшом городке моментально разоряло все драматические театры, а киноактеры сразу же становились кумирами публики. Однако для того, чтобы посмотреть фильм в кинотеатре, надо сначала купить билет, а потом прибыть к месту действия, желательно не опоздав на сеанс. Куда приятнее смотреть киношедевр у себя дома, попивая холодное пивко. Главное — чтобы качество было не хуже, чем в кинотеатре. И когда мировые производители аудио-видеоаппаратуры смогли обеспечить такое качество, американская публика восприняла это с большим энтузиазмом. Широкое распространение техники для домашнего кинотеатра началось в середине 90-х, когда произошла настоящая революция в системе видеозаписи — появились DVD.Маленькая блестящая пластиночка Digital Versatile Disk (цифровой универсальный диск) открыла по-настоящему новые горизонты. Дело в том, что на DVD картинка записывается цифровым способом, в отличие от кассет VHS, где используется аналоговая запись. Цифровая запись обеспечивает более высокое качество изображения, давая более яркие и насыщенные цвета, высокую четкость, контрастность. Благодаря более высокому разрешению у цифрового изображения нет «грязи» — неприятных мерцаний — и «снега», которыми так часто грешат видеокассеты. Кроме того, на DVD умещается гораздо больше информации. Часто помимо фильма на DVD-диск записывают сюжеты об истории создания фильма, интервью с актерами и т.д. К тому же вы можете сами выбирать, слушать гнусавый голос переводчика за кадром или читать субтитры. А иногда вам даже предлагают на выбор две концовки. Хотите всплакнуть — задаете сюжет, где герои погибают, а если у вас хорошее настроение — выбираете хеппи-энд. К барьеру! Однако главный подарок DVD — принципиально новое звуковое сопровождение. Сначала кино, как все мы помним, было немым. Потом на киноленту научились записывать звук, который долгое время был лишь блеклым дополнением к картинке. «Звуковой барьер» в мировой киноиндустрии был преодолен в середине 70-х, когда режиссер Джордж Лукас выпустил очередной фильм своей «звездной» серии — «Звездные войны. Эпизод IV». Публика, пришедшая в кинотеатры, обалдела: огромные звездолеты не просто летели на зрителей, но и ревели так, словно пролетали у них над головами. Все было настолько натурально, что люди невольно пригибались, пытаясь спастись от железных птиц. Чтобы достичь подобного эффекта, Лукас впервые использовал систему многоканального звукового сопровождения. В Голливуде быстро поняли, что успех фильма зависит теперь не только от таланта актеров, богатства декораций или масштабности батальных сцен. Важнейшим элементом стал с тех пор саундтрек. Расходы на звуковые спецэффекты составляют сегодня до 30\% бюджета любого фильма. Современный зритель не просто смотрит кино — он вслушивается в рев мамонтов, взрывы снарядов и визг тормозов. Звуки в фильмах конца 90-х годов передаются настолько реалистично, что банальная кинодрама способна вызвать бурю эмоций. В домашних условиях получить полноценный кинозвук позволил все тот же DVD. На нем умещаются все современные форматы звукозаписи, способные обрушить на зрителя звуковые эффекты аж по шести независимым каналам. В результате в одном углу комнаты будет журчать ручей, из другого донесется передергивание затвора, а откуда-то сзади на вас будет надвигаться шум лопастей вертолетного винта.
Фронт и тыл
Сегодня классический комплект домашнего кинотеатра начинается с DVD-проигрывателя. Картинку в кинотеатре на дому можно получить при помощи телевизора, плазменной панели или проектора. Звуковое сопровождение обеспечивается благодаря системе акустических колонок (всего их шесть), а также ресивера — аппарата, отвечающего за правильное распределение и усиление звукового сигнала. Акустическая колонка центрального звукового канала располагается под или над экраном и транслирует до 50\% звуковой информации фильма, в основном диалоги и реплики героев. «Фронт» и «тыл» звука — это еще четыре колонки: передняя пара находится справа и слева от экрана, задняя — справа и слева от зрителя. Эта четверка отвечает за звуковые эффекты — свист пуль, визг тормозов, леденящие душу крики динозавров. Наконец, шестая, последняя колонка — это так называемый сабвуфер. Этот большой ящик нужен для создания низкочастотных эффектов. Про сабвуфер говорят, что зритель слушает его не столько ушами, сколько всем телом. Для усиления и распределения звука по колонкам нужен аппарат под названием ресивер. Он состоит из усилителя и процессора, который расшифровывает и распределяет саундтрек фильма по колонкам. Самые распространенные сегодня форматы записи звука — Dolby Digital, который впервые был использован в 1992 году фильме Тима Бэртона «Бэтмен возвращается», и Digital Theater Systems (DTS), прародителем которого стал Стивен Спилберг, впервые применивший этот формат в своем культовом фильме «Парк юрского периода» в 1993 году. Оба формата дают примерно одинаковое качество звучания. Однако при записи звукового сопровождения на DVD используются оба формата, поэтому ваша аппаратура должна уметь читать каждый из них. Цены на ресиверы колеблются в пределах $100—400. Недорогие модели можно найти у Panasonic и Sony, более продвинутые — у Denon, Marantz, Yamaha.Что касается акустики для домашних кинотеатров, ее сейчас можно купить за самые разные деньги. Есть, например, аппаратура, которую прозвали «курица и яйца». Это простейший комплект колонок, где «курица» — примитивный сабвуфер, а «яйца» — небольшие колоночки-сателлиты. Стоит «птичья семейка» $250—300. За $300—400 можно приобрести акустику от массовых производителей бытовой электроники — таких как Sony, Panasonic, Samsung. Аппаратура уровня Hi-Fi стоит дороже. В $3000—5000 обойдется комплект колонок таких марок, как Canton, Energy, JBL, Tannoy. Ну а самая продвинутая акустика для домашнего кинотеатра класса High-End, например, от Revel, Westlake или Klipsch, может стоить от $10 000 до $200 000.За что мы платим такие деньги? При работе недорогой акустики легко определить источник звука, то есть понять, что тигр рычит из правого угла спереди, а охотник стреляет из левого угла сзади. Акустика высокого уровня заставляет забыть о том, что в комнате вообще есть какая-то аппаратура. Звучит вся комната. Звуком наполняется каждый кубический сантиметр — над вами гроза ломает деревья, а раскаты грома гремят где-то высоко в небе, за пределами вашей комнаты. Наверное, у соседей сверху.
Годзилла в полный рост
Самое простое решение проблемы экрана для домашнего кинотеатра — телевизор. Как говорится, дешево и сердито. Телевизор от известного производителя с плоским (благодаря чему изображение лишено искажений) и большим экраном (например, 29 дюймов, или 72 сантиметра, по диагонали) сейчас можно купить за $500—700. Но максимум на что способна электронно-лучевая трубка — 32 дюйма по диагонали, то есть 80 сантиметров. Для просмотра эпических сцен маловато будет. Другое дело новинка последних лет — плазменный телевизор, или, как его называют специалисты, плазменная панель. Принцип действия плазменной панели построен на превращении газов в светящуюся плазму. Особенность этой техники в том, что при диагонали, скажем, 42 дюйма — более одного метра — она будет не толще 8—12 сантиметров. Вес панели тоже небольшой — всего несколько килограммов, так что ее можно повесить на стену и получить «говорящую картину». Плазменная панель дает хорошее изображение — яркое и контрастное. Правда, некоторые специалисты критикуют «плазму» за то, что она не очень хорошо передает полутона. Однако все это мелочи по сравнению с ценой плазменного телевизора. Цена на плазменные панели распространенных марок (таких как Fujitsu, Panasonic, Sony и Philips) сегодня начинается с $6000—7000. Правда, обнадеживает, что еще недавно они были минимум в полтора раза дороже и, по прогнозам специалистов, будут только дешеветь. В качестве экрана для домашнего кинотеатра можно использовать также проекционный телевизор. Встроенный в него проектор передает изображение на экран при помощи специальной системы зеркал. Изображение такой телевизор дает яркое и контрастное, при этом диагональ экрана может превышать полтора метра. Но и у этих аппаратов есть недостатки, например, громоздкость: по размерам проекционные телевизоры сопоставимы с холодильниками. Кроме того, они дают небольшой угол обзора (если сидишь прямо напротив «проекционника» — картинка безупречная, отошел чуть-чуть в сторону или встал с места — картинка тускнеет). Пока не очень радует и цена проекционных телевизоров, достигающая нескольких тысяч долларов. Впрочем, по мнению истинных ценителей домашнего кино, телевизоры и плазменные панели — это детский лепет по сравнению с кинопроектором. Правда, к просмотру фильмов при помощи кинопроектора следует готовиться заранее, ведь установка и настройка кинопроектора — дело весьма хлопотное. Как отмечают в известной московской фирме по установке домашних кинотеатров «Панорама», нужно чуть ли не на этапе строительства продумать расположение проводки и крепление техники. К тому же требуется хотя бы частичное затемнение вашего домашнего кинозала. Зато какой эффект! Хотя бы потому, что размер экрана здесь не ограничен — он может быть и два, и три метра по диагонали. До самого последнего времени самым высоким качеством картинки отличались проекторы на электронно-лучевых трубках. Они и самые дорогие: минимальная цена неплохого CRT-проектора начинается с $15 000—20 000.Жидкокристаллические и микрозеркальные проекторы (LCD и DLP-проекторы) — более молодая техника. В домашних кинотеатрах ее начали широко использовать всего несколько лет назад. По мнению большинства специалистов, картинка у этих проекторов пока несколько уступает по качеству их электронно-лучевым конкурентам — у нового поколения техники не такая точная и насыщенная цветопередача. Правда, качество изображения этих проекторов стремительно растет. И что также очень существенно — по цене проекторы нового поколения намного доступнее. Вполне приличный LCD-аппарат фирмы Sony, например, можно купить за $3000.
Не сиди без DVD
Если же говорить о «сердце» домашнего кинотеатра, DVD-проигрывателе, то здесь многое изменилось. Прежде всего цены. Если еще года три-четыре назад средний DVD-аппарат стоил долларов восемьсот, то сейчас можно уложиться в $300. Впрочем, некоторые пытаются использовать для домашнего кинотеатра стерео-видеомагнитофон и кассеты со стереозвуком. Привлекательность такого пути в том, что, хотя Hi-Fi-видеомагнитофон стоит сегодня столько же, сколько DVD-проигрыватель ($250—300), видеокассеты для него значительно дешевле фильмов на DVD ($5 за видеокассету против $30—60 за фильм на DVD). Однако систему на основе Hi-Fi-видеомагнитофона можно лишь с большой натяжкой назвать домашним кинотеатром. Качество картинки тут уступает DVD-изображению, а записываемый на видеоленту звуковой формат Dolby Prologic способен раскладывать звук всего по трем каналам вместо шести, как в DVD-форматах. Запах настоящего кино.
Специалисты утверждают, что в ближайшем будущем революционных изменений в системе домашнего кинотеатра ждать не приходится. Это не значит, что она не будет меняться вообще. Вероятно, прибавятся дополнительные колонки. Уже сейчас активно пробивает себе дорогу новый формат записи саундтрека — так называемый THX Surround EX. В отличие от предшественников он способен раскладывать звук не по шести, а по восьми колонкам. Хотя многие недоумевают, зачем вообще это нужно: шестиканальное звучание и так производит сильное впечатление. Не исключено, что в скором времени зрители кинотеатра на дому будут смотреть фильмы не при помощи DVD-диска, а через Интернет или системы телевизионного вещания. Уже сейчас в ряде стран, в первую очередь в США, достаточно широкое распространение получили системы цифрового телевидения, которые в состоянии донести до зрителя качественную цифровую картинку и шестиканальное звуковое сопровождение. А компьютерщики, в свою очередь, уже придумали способ сжатия и передачи через киберсеть качественного киношного звука и изображения. Ну а что касается более отдаленных перспектив, то, вероятнее всего, разработчики домашних киноразвлечений попытаются воздействовать и на другие органы чувств человека — не только на зрение и слух. Например, уже сейчас в некоторых кинотеатрах зрелище пожара на экране сопровождается запахом гари, а цветение прекрасного сада — тонким ароматом роз. Все это делает специальная техника, которая, не исключено, через несколько лет будет доступна и на дому. Наконец, самая захватывающая перспектива развития домашнего кинотеатра — трехмерное изображение, голография. Некоторые известные производители видеоэлектроники провели ряд успешных экспериментов по созданию трехмерных образов. Глядишь — скоро в наших домах появиться пульт, которым можно будет вызвать из виртуального небытия почти реального Фредди Крюгера, Годзиллу или порнозвезду Чейзи Лейн.Как говорится, каждому по потребностям.