Народы Арктики
Северные народы издревле формировали свое сознание, духовность и мировоззрение, основываясь на своих взаимоотношениях с родной природой
Несмотря на многие отличия, норвежцы, финны, саами, эскимосы, эвены и другие — все мы, северяне, — имеем много общего, близки по духу и восприятию жизни. Все мы являемся представителями одной уникальной северной цивилизации. В течение долгого времени северная цивилизация, складывавшаяся благодаря мужеству людей, научившихся жить и строить в самых экстремальных природных условиях, не занимала в мировой цивилизации достойного места Велением времени было создание международной организации Северный Форум — чтобы мир услышал голос Севера Мир стоит на пороге третьего тысячелетия. Конец XX века ознаменовался бурным технологическим прогрессом и тесной интеграцией мирового сообщества. Последний яркий пример — введение единой европейской валюты, что в своем роде явилось символом объединения Европы. В ходе своих рабочих поездок я воочию убедился в том, насколько за последнее десятилетие изменился мир. Особенно в области высоких технологий. Приведу простой пример. Во время деловой встречи с губернатором Хоккайдо (Япония), состоявшейся на Генеральной ассамблее Северного Форума в Финляндии, присутствовавшие там фотожурналисты запечатлели нас в «цифровом» виде. Фотокамера просто трансформировала визуальный образ в цифровую информацию, которая тотчас же была передана через сеть Интернет на другой конец планеты — японским информационным агентствам. Каких-то 5—6 лет назад такое и представить было невозможно.
В этой связи исторически ценно то, что в технополисы вообще войдут очаги национальной культуры. Больше будет возможностей технологически перестроить традиционные отрасли хозяйствования коренных малочисленных народов Арктики и обеспечить развитие и рост этих отраслей. Открывается поле поиска возможных сочетаний индустриально-коммерческих и традиционных производств, тщательной проработки вопросов размещения предприятий на территориях традиционного природопользования. Известно, что большая часть аборигенного производства нетоварна и практически не имеет шансов стать товарной. Высококомплексная экономика техноэкополиса позволит искать и находить возможность обеспечения финансовой стабильности аборигенных производств. То есть в идее техноэкополиса заложена направленность на сохранение этнокультур, включая традиционные отрасли и традиционное жизнеобеспечение. В этих условиях можно разрабатывать и реализовать меры по повышению товарных характеристик продукции традиционного хозяйства, вплоть до предложения ее на региональный и мировой рынок. Дорогой к межгосударственным технополисам можно назвать туннель от мыса Принца Уэльского на Аляске (США) до мыса Дежнева на Чукотке (Россия). Печать сообщает, что проект этого туннеля разрабатывается российскими и американскими специалистами. Длина туннеля 100 километров. Он пройдет на 60 метров ниже морского дна.
Заслуживает отражения в доктрине и возможное ухудшение генофонда аборигенов Арктики под влиянием ухудшения качества окружающей среды. Это наиболее опасное последствие. Речь должна идти о непосредственных мерах по защите и сохранению генофонда арктических народов, а не только о научном изучении вопросов генетики. Влияние местных экологических факторов, загрязнителей окружающей среды на генетические ресурсы человека в Арктике. Необходим не только мониторинг генофонда населения, но и утверждения ценностей и приоритетов здорового образа жизни на всех арктических территориях. Актуальнейшая область деятельности, которую нельзя упустить в Арктической доктрине, — разработка нормативов, региональных стандартов и ограничений в природопользовании в Арктике. С охватом береговой зоны, шельфа и открытых морей. Не может остаться вне поля зрения проблема глобального потепления климата, роль и судьба Арктики в связи с этим, а также проблема состояния и сохранения озонового слоя в верхней атмосфере Арктики. Вековое будущее Арктики — его изучение и научно-техническое оснащение существенно обеспечивается комплексом фундаментальных научных исследований, что также должно найти отражение в доктрине.
Актуально для аборигенов Арктики правовое образование, в частности в связи с необходимостью воспитания цивилизованного восприятия правовых реформ, касающихся коренных народов. Речь идет об организации системы правового образования по проблемам коренных народов, подготовки и переподготовки кадров правовой сферы. Предметы, дисциплины, специальности и специализации по международному и национальному праву целесообразно ввести в систему общего и специального образования, включая школьное обучение. Это важная мера правового воспитания, вооружения общественного сознания. Проблема коренных народов и правовых вопросов в отношении их должна войти в специальные телерадиопрограммы. Историко-этнографические, фольклорные материалы, литературные произведения писателей коренных народов — источник для производства документальных, художественных и мультипликационных фильмов большого воспитательного воздействия, в том числе в направлении уважения Закона Важнейшим объектом образовательного воздействия является молодежь — «живое настоящее» и «живое будущее» аборигенов Арктики. Молодежь — средоточие и программ возрождения и развития общины, региона, идей, взглядов, форм и методов материально-производственной и общественной деятельности.
Расширение техногенного натиска на природу Арктики, видимо, неизбежно. Но даже на нынешнем уровне индустриального наступления слабо проработаны проблемы создания экологичных технологий природопользования и транспорта, адаптированных к условиям Арктики. С таким ущербным научно-техническим оснащением в отношении деятельности в Арктике вход человечеству в XXI век следовало бы запретить, если такой запрет был бы возможен. Все это пункты приложения сил научно-технической интеллигенции, воспитанной в арктической системе образования и желательно происходящей из арктических этнокультур. Размышляя о будущем национального образования в арктических регионах, в частности в российской Арктике, следует отдать должное предшественникам в этой сфере. Ближайшие предшественники — советская образовательная система.