70 лет начала планомерного изучения и освоения Северного морского пути
В многовековой и славной истории России освоение районов Крайнего Севера, безусловно, занимает особое место. От полных лишений героических подвигов первопроходцев прошлого до комплексного освоения Арктики в ХХ веке пройден поистине огромный путь
Процесс освоения этого сурового края шел упорно, последовательно и многопланово.Началось же все с того, что в начале ХХ века, несмотря на великие экспедиции и открытия отечественных и зарубежных первопроходцев 16 — 19 веков (В. Баренца, С. Дежнева, С. Малыгина, А. Скуратова, Д. Овцына, Х. и Д. Лаптевых, С. Челюскина, В Прончищева, В. Беринга, Д. Стерлигова, Н. Шалаурова, А. Норденшельда, Д. Де Лонга, Ф. Нансена, Р. Пири, И. Биллингса, Ф. Врангеля и многих др.) было очевидным, что как вся Арктика, так и северные Российские моря крайне мало изучены. Отсутствовали точные морские карты, мало знали о глубинах и течениях, климатических и ледовых условиях, не было каких-либо руководств по плаванию, на побережье отсутствовали гидрографические знаки, маяки и др.Отмеченное положение дел уже в первые годы минувшего века привело к созданию специальной комиссии во главе с такими выдающимися людьми русской науки как А.Н. Крылов, А.И. Вилькицкий, Ю.М. Шокальский и другими участниками полярных экспедиций. Комиссия вынесла решение о необходимости создания на северном побережье России полярных станций, флота патрульных судов, а также о строительстве научно — исследовательских ледоколов. Мыслилось, что с помощью этих мероприятий окончательно будут положены на карту северные берега страны, промерены глубины, изучен Северный морской путь в навигационном отношении.Вскоре после революционных событий 1917 года в стране был разработан новый, еще более совершенный правительственный план освоения Севера. Он заключался в комплексном изучении природных ресурсов, научного исследования арктических морей с помощью ледокольных пароходов, самолетов и разветвленной сети гидрометеорологических станций. Для этого в 1920 — 1921 гг. были созданы даже специальные научные учреждения — Северная научно — промысловая экспедиция (от которого ведет свою родословную ААНИИ) и Плавучий морской институт .С 1921 году на западе и с 1923 г. на востоке начались активные попытки осуществлять регулярные рейсы судов на Север — знаменитые Карские и Колымские экспедиции. Безусловно, это были достаточно рискованные плавания одиночных судов без ледоколов и какого — либо научного обеспечения.В 1924 году при обеспечении Карских экспедиций был впервые использован самолет для производства ледовой разведки. Самолет пилотировал Б.Г. Чухновский, первым наблюдателем был Н.И. Евгенов.С этого же года на головных судах при начальниках экспедиций стали появляться специалисты гидрометеорологи. Именно этот первый союз моряков и ученых явился прообразом как будущих ледовых патрулей, так и будущих научно — оперативных групп в штабах морских операций.В 1932 г. ледокольный пароход «А.Сибиряков» под командованием капитана В.И. Воронина и общем руководстве О.Ю. Шмидта и В.Ю. Визе совершил беспримерное плавание с запада на восток. Северный морской путь впервые был пройден в истории арктических мореплаваний в одну навигацию за два месяца и пять дней. Поход «А. Сибирякова» открыл кратчайшую транспортную магистраль между европейской частью нашей страны и дальним Востоком.Реальным новшеством в научном обеспечении арктических навигаций явилась организация в 1935 году межведомственного Бюро ледовых прогнозов, в котором сделана попытка объединить разрозненные силы ученых. В Бюро прогнозов (председатель О.Ю. Шмидт) вошли такие видные ученые в области ледовых и синоптических прогнозов как Н.Н. Зубов, В.Ю. Визе и Б.Л. Дзердзеевский. В этом Бюро прогнозов работали представители морского флота, Главной геофизической обсерватории, Гидрографического управления и авиации. Именно это Бюро прогнозов явилось прообразом будущей системы научно — оперативного обеспечения мореплавания в Арктике, которая появится только через несколько лет.Учитывая специфику арктического мореплавания и грандиозность поставленных для того времени задач, требовалось объединении усилий различных специалистов: моряков-транспортников, гидрографов, связистов, летчиков и ученых. Встал вопрос о создании организации, наделенной широкими полномочиями и способной решать комплекс хозяйственных и научных мероприятий по развитию Северного морского пути.И такая организация Главное Управление Северного морского пути при СНК была создана семь десятилетий назад: 17 декабря 1932 года.Важным моментом в деле совершенствования научно — оперативной работы и формирования научных кадров явилось создание в 1953 году сначала при районных Управлениях полярных станций, а позже при АНИИ научно — исследовательских обсерваторий (АНИО) — в Баренцбурге, Диксоне, Тикси и Певеке. Если в зимний период сотрудники АНИО проводили гидрометеорологические исследования своих районов, то в навигационный период они активно участвовали в научном обеспечение арктических навигаций.Возникновение обсерваторий на трассе Северного морского пути значительно упростило и даже решило многие проблемы. Это были настоящие региональные научные центры, которые (если бы их со временем не закрыли) смогли бы с годами превратиться в крупные научные подразделения на Севере России.С 1953 года для наблюдений за дрейфом льдов и погодой в высоких широтах арктических морей начали успешно использоваться дрейфующие автоматические радиометеорологические станции, расставляемые весной и летом с помощью авиации и ледоколов.К 1987 г. на Севморпути было развернуто 120 полярных станций, а в период с 1937 по 1988 г. последовательно организовывалась работа 31 дрейфующей станции «Северный полюс», на основании научных наблюдений этих станций составлялись необходимые мореплавателям прогнозы.Исключительно полезными для целей научно — оперативного обеспечения арктических навигаций были материалы дрейфующих станций “Северный полюс”, экспедиций “Север” и ежегодно действующих морских патрулей, которые осуществляли ледовые и гидрометеорологические наблюдения в прикромочных зонах. Все эти данные успешно, а главное оперативно использовались при составлениях и уточнениях ледовых и метеорологических долгосрочных прогнозах.За прошедшие годы после организации ГУ СМП, в России накоплен значительный объем знаний о морских льдах, приобретен огромный опыт обеспечения метеорологической и ледовой информацией мореплавания по Северному морскому пути. Росгидромет, его оперативные подразделения в Амдерме, Диксоне, Тикси и Певеке, а также Центр «Север» ААНИИ система ( АЛИСА ), НПО «Планета» и Гидрометцентр России выполняют общее и специализированное гидрометеорологическое и ледовое обеспечение арктических транспортных операций на всем протяжении СМП.ГМО предусматривает выпуск продукции широкой номенклатуры из более, чем 50 наименований, которая включает как долгосрочное прогнозирование ледовых, метеорологических и гидрологических условий арктической навигации, положение и степень развитости ледовых массивов, что необходимо для планирования и определения стратегии транспортных операций, так и краткосрочное прогнозирование, включая рекомендации по выбору трасс и маршрутов, тактике ледового плавания, обеспечивающих его безопасность и эффективность.Доминирующим звеном специализированного ГМО на трассах СМП является автоматизированная ледовая информационная Центра «Север» ААНИИ.Несмотря на финансовые проблемы система гидрометобеспечения в Арктике поддерживается в работоспособном состоянии и даже продолжает развиваться за счет расширения использования дистанционных средств наблюдений, внедрения современных технологий обработки и анализа информации, освоения новых телекоммуникационных систем, восстановлена работа станций на о. Белый, Стерлигова , Шалаурова, проведен ряд важных научных экспедиций на НЭС «Академик Федоров» и «Михаил Сомов».Много прекрасных научных и популярных книг и статей написано по истории освоения Арктики. Однако, как в большинстве этих публикаций, так и в многочисленных ведомственных отчетах об арктических экспедициях обычно отражаются либо конкретные исторические факты и события, либо научные результаты исследований и закономерностей о природных условиях, имевших место в те или иные годы. Вместе с тем главное это то, что за любым большим и малым событием или исследованием в Арктике стояли, как правило, увлеченные, умные и трудолюбивые люди — моряки, летчики, геологи, гидрографы, связисты, зимовщики полярных и дрейфующих станций и, конечно, ученые.Можно со всей ответственностью сказать, что абсолютное большинство полярников моряков летчиков и ученых — это бесконечно преданные делу, ответственные люди, любящие свою Родину, Арктику и специальность. Из каких иногда невероятно сложных природных ситуаций и обстоятельств эти люди находили единственно правильный выход и решения. Все это, конечно, было очень непросто, но в этом, видимо, была их судьба.Главное Управление Северного Морского Пути сыграло выдающуюся роль в промышленно-транспортном освоении Крайнего Севера и Арктики, становлении и развитии полярной науки. Успехи и высокая эффективность работы ГУСМП определялась неразрывной связью, взаимопониманием и взаимопомощью моряков, ученых, летчиков, гидрографов, всех тех, кто принимал участие в решении задачи государственной и международной значимости — изучение и освоение Северного Морского Пути. Можно полагать, что СМП возродит свою былую значимость только на основе такого взаимопонимания и единения, каким оно было в системе ГУСМП и еще сохраняется сегодня среди старшего поколения полярников (моряков, ученых, летчиков, гидрографов и др.).