Северный морской путь
Восстановить на новой научной, технической и экономической основе функционирование этой великой дороги «встречь солнцу»
Единственной международной организацией, ставящей сейчас этот вопрос, является Северный Форум. Казалось бы — это истина, не требующая доказательств. Российский полярный путь в 2 раза короче и в 1, 6 раза дешевле, чем любой другой морской путь «из англичан в китайцы (японцы)» (Н. Н. Моисеев). Это с абсолютной ясностью вытекает из геополитического положения российской Арктики — между странами атлантического и тихоокеанского регионов, быстро развивающихся и активно, колоссально объемно обменивающихся товарами. Да и сама Россия использует свой полярный водный путь в степени ничтожной по сравнению с необходимостью и возможностями. У России незамерзающий порт Мурманск и железнодорожный выход к нему. Поистине нынешние руководители России — «Иваны, не помнящие родства». Одно только «уважение к минувшему» (А. С. Пушкин) обязывает поддерживать и развивать сообщения по Северному морскому пути. Несколько выше проведено гениальное высказывание великого Д. И. Менделеева Еще раньше M. B. Ломоносов, основываясь на представлении о движении (дрейфе) морского льда, впервые высказал мысль, что свободное плавание в районе Северного полюса возможно: «За полюсом есть великое море, которым вода Северного океана обращается по силе общего закона около полюса от востока к западу. Оные льды приходят от востока, из Сибирского океана, восточными водами и ветрами пригнанные». Или ют еще одно гениальное предвидение М. В. Ломоносова по этому же предмету: «Северный океан есть пространное поле, где… усугубиться может российская слава, соединенная с безмерною пользою через изобретение восточносибирского мореплавания в Индию и Америку». Но и М. В. Ломоносов не был первым в этом провидении. Плавать «морем-окияном» в Китай — эту мысль специалисты обнаружили в российских письменных источниках аж конца XV века. А первую карту берегов Северного Ледовитого океана от устья Северной Двины до Оби составил, оказывается, в 1525 году московский дьяк Дмитрий Герасимов. В 1584 году основан город и порт Архангельск. В этом же веке появились первые российские промыслы на Новой Земле. А вслед за промышленниками сюда посылались и правительственные экспедиции — искать полезные ископаемые. И вот событие из событий: к середине ХVII века российские землепроходцы — на Чукотке, в 1648 году Семен Дежнев открыл пролив, разделяющий Азиатский и Североамериканский континенты. То есть к этому времени российские мореходы, неустанно идя «встречь солнцу», прошли весь Северный морской путь. Энергия и государственная прозорливость великого реформатора Петра I дали мощный импульс российским географическим исследованиям на Севере. «Птенец гнезда Петрова» Ф. Салтыков в 1713—1714 годах подал проект плавания северными морями из Архангельска в Китай. Петр I одобрил этот проект и тем положил начало Великой северной экспедиции. Берингов пролив, море Лаптевых, мыс Челюскин и многие-многие другие названия на картах до наших дней — это от Великой северной, это память о мужественных российских мореплавателях и исследователях.