Мечеть в Кордове Святой Марии
Начиная с XIII века, мечеть в Кордове называется Кафедральный собор Святой Марии. Поблизости от мечети в юго-западном направлении находятся Кордовский университет (два километра) и Алькасар (две минуты неспешной ходьбы). Из года в год поток туристов, желающих посмотреть главную достопримечательность Андалусии, всё увеличивается. Кордовская мечеть считается одним из 12 чудес Испании, благодаря уникальному сочетанию элементов западной и восточной архитектуры.
До 785 года на том месте, где началось строительство мечети, первоначально находился римский храм, позднее древняя вестготская базилика святого Викентия. В отстроенном здании насчитывалось 11 вытянутых помещения, ограниченные колоннами (нефов). Но город рос и развивался, поэтому мечеть не раз перестраивалась и расширялась. Первый раз это случилось во время правления эмира Абд ар-Рахмана I между 833-852 годами. Второй раз мечеть была расширена при Абд ар-Рахмане III между 961-966 годами. Почти в два раза увеличилась площадь здания в период расцвета государства Аль-Андалус по приказу халифа Аль-Мансура. После всех изменений высота здания в зависимости от перепадов рельефа достигает 8-20 метров, стены образуют прямоугольник шириной 144 метра и длиной 200 метров, а общий размер мечети достигает 180 х 130 метров.
После того, как в 1236 году во время правления короля Фердинанда III Кордову покинули мусульмане, сбежавшие в Северную Африку, здесь основались христиане, а мечеть стала христианским храмом. Все 19 дверей, выходящие во двор, были закрыты, минарет был преобразован в колокольню, а вдоль стен возвели капеллы.
Самое глобальное изменение мечети коснулось в 1523 году, когда архиепископ Алонсо Маурике распорядился внутри здания возвести христианский собор. Строительство церкви завершилось лишь в начале XVII века. Несмотря на сопротивление городских властей, король Карл V согласился на подобную перестройку мечети, о чем позднее не раз сожалел. Признание своей ошибки он выразил при посещении Кордовы в 1526 году, следующими словами: «Вами было выстроено то, подобное чему можно сделать в любом месте, а разрушено единственное во всем мире». Для постройки храма был выбран готический стиль, к которому позднее были добавлены элементы, относящиеся к стилю барокко.
Мечеть представляет собой две взаимосвязанных между собой частей: молитвенного зала (храма) и Апельсинового двора Патио де лос Наранхос, названного так потому, что здесь растет обширный сад из пальмовых и апельсиновых деревьев. Зайти во двор можно через расположенную рядом с минаретом Дверь Прощения (Puerta del Perdon). Пуэрта де Лас Пальмас служит входом в здание: характерные для мавританской архитектуры красно-белые арки чередой уходят вглубь помещения, поддерживаемые более чем 800 колоннами из оникса, яшмы или мрамора. Хотя ранее их здесь было 1293, но время не пощадило их.
Но Кордовская отличается не только своим оригинальным строением, но и рядом других особенностей. Например, михраб, так называется ниша, в сторону которой во время молитвы поворачивают лицо мусульмане, обращен не на восток, как принято, а на юг. Согласно первой версии, сделано так по задумке Абд ар-Рахмана, чтобы ниша была направлена в сторону Дамаска, современной Сирии, где находилась его родина. Другая версия гласит, что михраб расположен так потому, что там проходит главная улица древнеримской Колонии Патриции. Несмотря на то, что ниша должна находиться в центральной части мечети, в данном случае это далеко не так. Подобная особенность появилась благодаря тому, что запланированное во время правления Аль-Мансура расширение мечети проводилось только в восточную сторону из-за того, что с западной стороны находился дворец халифа, а с южной текла река.
Уникальность мусульманского храма заключается в наличии в его центре возведенной в XVI веке христианской церкви. Главная капелла находится в готическом хоре, сиденья которого были вырезаны мастером-краснодеревщиком Педро Дуке Корнехо из антильского дерева. Сидения великолепны не только по своему исполнению, но и внешнему виду: на них можно увидеть многочисленные сценки и фигуры из Ветхого и Нового Заветов, жизни Пресвятой Девы Марии, а также 105 рисунков святых, изображенных в нижнем ряду.
Материалом для главного заалтарного образа, выполненного в 1618 году по заказу иезуита Алонсо Матиаса, послужил Карский мрамор. Позднее изображения святых были заменены живописью кисти Паломино. Этот же автор работал над созданием полотна больших размеров с изображением сцены Успенья Богоматери, благодаря которому собор и получил в XVI веке своё название.
Первой христианской капеллой стала капелла Вильявисиоса, рядом с которой находится Королевская капелла, а напротив – михраб. Название Королевская ознаменует, что в ней нашли свой последний приют короли Фердинанд IV и Альфонсо XI Кастильский. Спустя некоторое время останки перенесли в собор Сан Иполито.
Мечеть поражает смешением архитектурных стилей, относящихся к различным эпохам. Этому способствовали не только внушительная история, но и многочисленные влияния извне. Византийскую мозаику можно увидеть на южной части здания, внутри же его элементы преобладающих в XVI-XVII веках архитектурных стилей. Особенно привлекает внимание кафедральная сокровищница с таким удивительным элементом, как изготовленная в 1514 году дарохранительница. Немецкий мастер Энрике де Арфе для работы над ней использовал золото и серебро. Двухметровый шедевр искусства раз год выносится на процессию, в день праздника тела Христова.