Как снять кино на мобильный телефон, инструкция
Мечты о большом кино часто разбиваются о большие бюджеты. Затраты на мобильное кино минимальны. Большое кино требует сложной аппаратуры и участия целой группы специалистов
Аппаратура для съемки мобильного кино ограничивается мобильным телефоном, а в качестве всей съемочной группы выступаешь ты сам. Наконец, от идеи до выхода на экраны большого кино может пройти больше года, тогда как мобильное кино можно снять и запустить в прокат на этом сайте меньше, чем за один день.Вот такое оно, мобильное кино, простое и демократичное! Но все-таки это кино. И здесь недостаточно просто снимать все, что видишь. Если ты хочешь снимать большое мобильное кино, помни, что зрителям нужна идея, сюжет, ни на что не похожий твой собственный взгляд.
Мы искренне верим, что среди участников фестиваля найдутся самородки. Это те загадочные люди, которые начинают снимать все подряд, повинуясь внезапному озарению, а концепция фильма вырабатывается у них уже в процессе монтажа. Так бывает. И мобильник им в руки! Однако большинству начинающих создателей большого мобильного кино нужна отправная точка для творчества. Для них мы и решили написать небольшое пособие на тему:
Как снять кино на мобильный телефон
Признаться, поначалу мы обратились за помощью к преподавателю одного известного кинематографического ВУЗа, господину Н-скому. Он наморщил лоб, почесал правое ухо, обещал подумать и через пару недель прислал нам краткую монографию на 150 листов. И список литературы. Всего на трех страничках. Начиная от классических учебников Станиславского и заканчивая толстенной книгой 2003 года издания «Как пишут и продают сценарии в США». По словам автора, даже прочитав все вышеперечисленное, мы могли считать, что лишь слегка прикоснулись к искусству кино. А чтобы снимать его, надо учиться, хотя бы лет пять. Мы схватились за голову и закричали: «Не верим!». Практически по Станиславскому.
И нашли своего эксперта. Им стал победитель последнего фестиваля мобильного кино. Мы попросили его проштудировать литературу, а потом изложить нам азы, кратко и понятно. Он шмыгнул носом, посмотрел на левый кроссовок, сказал: «Не вопрос!» и… уже через 5 часов предоставил нам материал и готовый фильм, снятый на мобильный телефон! Вот это мы понимаем, настоящее мобильное кино! Снимаем ( извините за каламбур) шляпу.
И фильм про кота, без купюр
Скажу сразу, это довольно просто. В техническом плане. Даже смогу вас заверить, что на всё у вас уйдёт день, ну максимум два. Может, конечно, уйти и год, но если следовать моим советам, то всё должно получиться быстро.
Драматургия и сценарий
Предположим, вы уже выбрали жанр вашего художественного фильма и у вас есть сюжет. В классическом виде сюжет развивается по такой схеме: завязка — развитие действия — развязка. В моём фильме, на примере которого я буду давать советы, эта схема выглядит примерно так.
Кот проснулся утром и почувствовал нечеловеческий (что логично) голод. Он подошёл к миске, обнаружил, что она пуста, расстроился. Это завязка.
Зритель понимает, что произошло нечто ужасное. Чтобы разрешить ситуацию, наш главный герой – кот – просто обязан начать действовать! Кот мечется по кухне, залезая под стол, под стулья, на шкаф, смотрит в окно, но нигде не обнаруживает еды. Он продолжает свои поиски по всей квартире, и везде его постигают неудачи. Это развитие действия, в продолжение которого зритель находится в постоянном напряжении.
Казалось бы, что коту уже ничего не может помочь, но тут появляется другой герой — ноги хозяина, потеревшись о которые, коту удаётся получить еду. Развязка, счастливый финал, титры, смешные моменты со съёмок. Как говорится, «во время съемок не пострадало ни одной кошки, ни одного морского ежа, ни одного оператора, Гринпис может спать спокойно».
Это краткое изложение сюжета. А теперь нам нужен сценарий. Как его написать?
Не буду рассказывать все, что мне удалось почерпнуть в «краткой» монографии, любезно предоставленной г-ном Н-ским, а то мы все тут поседеем. Я предложу вам простой и весьма универсальный способ.
Для начала разобьем весь фильм на сцены. У меня получилось вот так:
Сцена 1. Кот просыпается на кухне и обнаруживает отсутствие еды.
Сцена 2. Кот ищет еду на кухне.
Сцена 3. Кот ищет еду в коридоре, в ванной, в туалете.
Сцена 4. Кот ищет еду в комнате.
Сцена 5. (отчаяние) Кот смотрит в окно.
Сцена 6. Ноги хозяина помогают коту с едой.
Титры.
Разбив весь фильм на сцены, начинаем каждую сцену обрисовывать действием и диалогами (или монологом). И запомните, только действие и диалоги, никаких литературных описаний – у нас же мобильное кино! Вот что получилось:
Сцена 1. Кот просыпается на кухне и обнаруживает отсутствие еды.
Картинка
Звук
Кот спит. Кот просыпается. Оглядывается вокруг. Подходит к миске. Миска пуста.
Кот: О боже! Моя миска пуста! С этим что-то надо делать!
Сцена 2.
Картинка
Звук
Кот ищет еду на кухне, смотрит под столом.
Кот смотрит еду под стулом.
Кот смотрит еду под раковиной.
Кот: О мои когти, под столом еды нет!
Кот: О мои усы, под стулом еды нет!
Кот: О мой хвост, под раковиной еды нет! Надо посмотреть еду в коридоре!
Сцена 3.
Картинка
Звук
Кот заглядывает в коридор.
Кот смотрит еду в ванной, в раковине, в туалете.
Кот снова стоит в коридоре, грустно глядя вдаль.
Кот: Даже несмотря на то, что в коридоре еды нет, я вижу двери в туалет и ванну, возможно, еда есть там и я её попытаюсь найти!
Звучит трагичная музыка.
Кот: Тут вообще нигде нет еды. Но, я слышал, в этом месте должна быть ещё и комната, наверняка я смогу там найти еду.
Сцена 4.
Картинка
Звук
Кот ищет еду в комнате. Кот ищет еду под кроватью.
Кот: Тут еды нет.
Кот ищет еду на телевизоре.
Кот: Тут еды нет.
Кот ищет еду под компьютерным столом.
Кот: И тут еды нет. Наверное, еда пропала во всём мире. Нет мне спасения. Осталось уйти в глубокую депрессию и ждать голодной смерти.
Сцена 5. (отчаяние)
Картинка
Звук
Кот смотрит в окно. Кот смотрит в окно. Кот смотрит в окно…
Звучит трагичная музыка.
Сцена 6.
Картинка
Звук
Ноги хозяина помогают коту с едой. Появляются ноги хозяина, кот спрыгивает с окна, подходит к ногам.
Волшебным образом в миске появляется еда. Кот ест. Финал.
Кот: Здравствуйте, ноги хозяина.
Ноги хозяина: Привет, кот.
Кот: Может быть, вы мне поможете с едой? Ноги хозяина: Конечно, кот.
Титры.
По такому сценарию, в принципе, уже можно снимать. Но, не имея разбивки на планы, оператор, т.е. вы, не сможет снять материал для фильма в приглядном для зрителя виде. Поэтому в сценарии нужно еще прописать планы, с которых вы будете снимать каждый кадр.