Что такое логотип. Разгадка тайны терминов
Поскольку современный бизнес невозможно представить без рекламы, маркетинга и фирменной идентификации, слово «логотип» используется достаточно часто
Но понимание его значения часто вызывает трудности а все справочники, учебники и веб-сайты дают абсолютно разные определения этого важнейшего элемента фирменного стиля: Некоторые определения полно отождествляют понятия логотипа, фирменного знака, торгового знака, товарного знака и торговой марки и описывают их как «обозначение, необходимое для распознавания услуг или товаров организации».
Часто под словом «логотип» понимают соединение графической товарной эмблемы (в виде стилизованных фигур, изображений) и текстовой надписи (названия фирмы или продукта).
Встречаются также определения, согласно с которыми существуют три варианта логотипа: в виде надписи, графического рисунка или их комбинации. То есть это определение допускает, что логотип может существовать без надписи, исключительно в виде рисунка.
Разгадка терминов
Этот термин происходит от греческих слов logos — слово и typos — отпечаток, и означает «напечатанное слово». То есть логотип — это оригинальное текстовое начертание, которое содержит название фирмы, торговой марки и тому подобное, произведение шрифтового искусства. Когда мы говорим о логотипе, то ни о каких картинках и изображениях в таком случае не идет речь. Все эти изображения — товарные знаки или знаки обслуживания.
Часто знак и логотип разрабатываются одновременно, и тяжело понять, где заканчивается знак и начинается логотип; чаще всего они не могут существовать отдельно один от другого. Дело в том, что знак может заключать в себе логотип, то есть состоять из рисунка, надписи или того и другого. Логотип может быть знаком, но знак логотипом — никогда.
Однако чаще всего товарный знак являет собой стилизованный рисунок, логотип — шрифтовое начертание, а их объединение называется фирменным блоком. Поскольку понятие «фирменный блок» крайне редко используется дизайнерами и заказчиками, а значение «знак» и «логотип» тесно переплетены, суровых правил относительно употребления этих сроков не существует. Главное — всегда выяснять, что понимает под словом «логотип» но другая компания ли, входит ли в процесс разработки логотипа также разработка фирменного знака и их компоновка. В 95% случаев процесс разработки фирменного знака и логотипа неразрывный.
Таким образом, поднимая завесу тайны над терминами и прояснивать ситуацию, подобьем итоги.
Логотип — оригинальное обозначение, изображение полного или сокращенного наименования фирмы или товаров фирмы, которое способствует лучшему запоминанию имиджа компании. Иначе говоря, логотип — это художественно оформлено наименование фирмы.
Фирменный знак — это уникальный графический элемент, который обычно размещается рядом с названием компании, но может использоваться и отдельно.
Фирменный блок — композиция из нескольких элементов фирменного стиля (чаще всего логотипа и фирменного знака), который может содержать также наименование компании, адрес и телефоны, почтовые и банковские реквизиты, перечень товаров и услуг, рекламный символ фирмы, слоган и другие постоянные элементы, которые используют в коммуникациях.
Товарный знак и знак обслуживания — это обозначения, которые позволяют отличить соответственно товары и услуги одних юридических или физических лиц от аналогичных товаров и услуг других юридических или физических лиц.
Торговая марка и сервисная марка — это соединение названия определенного товара (фонемы) и его графического изображения (графемы). У каждой компании может быть лишь один логотип, но при этом она может владеть неограниченным количеством торговых марок. Иногда торговую марку называют «брендом», но это не совсем корректно: любой бренд по сути своей является торговой или сервисной маркой, однако не каждая торговая марка является брендом.
Бренд — относительно хорошо известная потребителям и потому «раскручена» торговая марка, которая уже занимает определенную долю рынка. Бренду свойственны такие элементы, как познаваемость и благосклонность потребителей данному товару.