Бизнес консалтинг. Кто и как
Очередной волной катится по Интернету обучение якобы новому направлению под названием бизнес консалтинг, хотя на самом деле подобной деятельностью умные люди занимались уже давно
Известен метод, который предложил и разрабатывал со своими учениками Г. С. Альтшуллер. И называется этот метод ФСА (функционально стоимостный анализ) и плюс к нему ТРИЗ (теория решения инженерных или изобретательских задач). Нельзя сказать, что разработки Г. С. Альтшуллера идеально совпадают с современным пониманием бизнес консалтинга, но кое-что владеющие этим методом специалисты могут.
Еще в 1990 году мне довелось учиться у ближайших учеников Г. С. Альтшуллера и полученные знания мне в дальнейшем весьма пригодились. Однако только сейчас я понимаю, что не все и не всегда использовал в своем бизнесе. Оценивая свое плотное общение с предпринимателями и госчиновниками за предыдущие лет 12, я также понимаю, что большинство из них живут как бы в своем мире. Каждый на своей волне и ему просто некогда взглянуть по сторонам, чтобы познакомиться с новыми техниками и технологиями.
Особенно характерна оторванность предпринимателей от бизнес сообщества в регионах и в том случае, когда у предпринимателей нет взаимоотношений с крупными (лучше иностранными) компаниями. В своем бизнесе мне пришлось десять лет быть официальным дилером крупной иностранной компании. Каждый год по нескольку раз нас собирали и проводили всевозможные тренинги, чтобы все были в курсе современных тенденций в техниках продаж и маркетинга. Но по моему опыту общения большинство самостоятельных предпринимателей никогда не проходили подобных тренингов. И не потому, что не хотели. Просто не было времени, и они считают, что все знают.
Однако, меня всегда удивляет непонимание тех предпринимателей, которые считают, что, например, Генри Форд зря имел советников и консультантов, а эти предприниматели круче Г. Форда понимают ситуацию. У президента любой страны всегда есть консультанты и группа коучей. Это не стыдно. Просто у президентов слишком велика цена ошибки. А наши доморощенные предприниматели уверены, что ошибок не сделают. Это с одной стороны.
С другой стороны невозможно все знать и уметь. И в подавляющем числе случаев предприниматели сами лично являются тормозом в развитии собственного бизнеса. Нонсенс? Да, катастрофический нонсенс! Причем предприниматель и не понимает этого. Он считает, что только он лично может все сделать сам. По этому случаю небольшое шестистишье (так получилось).
К своим вершинам переход
Любой осуществляет лихо.
Но главное не там, где вход,
А в том, какой случился выход.
Ведь если что не перенес,
Случиться может и понос!
Вывод. В любом случае для успеха бизнеса должен быть в наличии коуч, который в состоянии адекватно разъяснить, что и как надо делать в каждый текущий момент. Вполне можно объединить вместе коучинг и бизнес консалтинг, которые взаимно дополняют друг друга.
Например, есть интересный факт в бизнесе компании American Airlines. Факт связан с тем, что кто-то умный подсказал изъять из салата, подаваемого пассажирам в первом классе, всего одну оливку. И этот шаг позволил получить экономию в 40 тысяч долларов. Только человек с незамыленным взглядом в вашем бизнесе сможет найти такую фишку. А это и есть коуч или бизнес консультант. Именно сторонний человек со свежим взглядом в состоянии «правильно» посмотреть со стороны на ваш бизнес и дать рекомендации.
Теперь стоит взглянуть на этого человека, на коуча или бизнес консультанта. В сложившейся ситуации стоит поискать с пристрастием. Дело в том, что обучающая волна выплеснула много пены на рынок бизнес консалтинга. Обучение же проходило под лозунгом «Быстрые деньги в консалтинге» с ключевыми словами «Быстрые деньги». Не хочу сказать, что на обучении не было адекватных и опытных спецов. Однако большая часть слушателей категорически не имеют опыта в жизни и в бизнесе. И задача таких студентов быстро срубить денег и не нести никакой ответственности за результат.
Такая ситуация напоминает профессора в университете, который ведет курс управления бизнесом, а сам лично никогда ни одного бизнеса не стартовал и не вел. Далеко не всегда теоретические знания могут привести к успеху. Нет сомнений, что предприниматель может и сам прочитать что-то умное в книге или в Интернете, однако на поиск и освоение техник и технологий может уйти непозволительно много времени. За это упущенное время придется расплатиться неполученной выгодой.
Какие же бывают коучи (или гуру, кому как нравится). Удобно использовать терминологию гуру по копирайтингу Павла Давыдова (больше известного в Интернете как Artlogus), у которого я многому научился.
Первый и самый распространенный тип – «ретранслятор». Это человек, который собственного опыта не имеет и не сможет сориентироваться при возникновении проблемы. Он просто будет пересказывать материалы, по которым он учился.
Второй тип имеет меньшее распространение и больше опыта – «игрок-фрилансер». Этот человек уже провел какое-то количество консультаций и держится в общении уверенно. Он лучше знает и помнит рекомендации своих учителей.
Третий тип, самый редкий – «игрок-бизнесмен». Вот такой коуч имеет что сказать полезное и поучающее. Однако цена его консультаций значительно выше предыдущих. Но и результат будет гарантированный.
В общем, господа предприниматели решать вам. Для ускорения развития вашего бизнеса пользуйтесь услугами бизнес консультантов.